Сортировка грузов – важная транспортная услуга железной дороги. Транспортировка грузов происходит сборными составами вагонов, а их сортировка происходит на определенных платформах.
Грузосортировочная площадка может быть тупиковой или сквозной. Тупиковая площадка зачастую находится сбоку, а именно в тупике грузовой зоны. Сквозная площадь – это сортировочная платформа, расположенная в парке железнодорожных станций. Такие станции не только участвуют в сортировке грузов, но и оказывают другие услуги: погрузка/разгрузка, грузоперевозки в небольших объемах.
Существует ангарный вид сортировочных площадок, принимающих участие в обработке примерно сотни вагонов за день. В состав этого вида платформ входят:
- въезд/выезд составов в здание;
- склады с погрузкой/разгрузкой грузов;
- офис для оформления документации;
- зарядная станция.
Скорость сортирования грузов увеличилась за счет автоматизации и использования электропогрузчиков. Чаще всего для следующего этапа транспортировки груз покидает ж/д тупик посредством автотранспорта, поэтому с торца платформы находится специальный подъезд.
Платформа для грузоперевозок разделена на несколько блоков, которые имеют порядковые номера и наименование станций, куда отправляются грузы. Блоки для грузов включают:
- подъезд для погрузочно-разгрузочной машины;
- офис, где оформляют и хранят необходимую для доставки грузов документацию.
Офисные шкафы для хранения документации снабжены надежными кодовыми ячейками. Коды соответствуют определенной сортировочной станции, куда прибыли грузы, и конечной точке грузоперевозок.
Транспортировка товаров местных и международных маршрутов осуществляется с помощью обработки доставляемых на сортировочные платформы грузов, основанной на специальных программах с рекомендациями по оформлению вагона (станции) для прямой отправки вагонных составов.\
Выделяют несколько способов сортирования грузов для небольших отправок:
- Обработка грузов на блоках, которые требуют наличие свободного места на территории железнодорожной платформы. Грузы прибывают на станцию, а затем развозятся по блокам, отвечающим их характеристикам и плановым условиям доставки. Далее происходит разбитие грузов по группам и их загрузка в назначенные вагоны. Такая сортировка предоставляет возможность перепроверить сохранность транспортируемых грузов по количеству (качеству), а также снизить переработку платформ.
- Грузы обрабатываются на крупных сортировочных станциях, где из вагонов выгружается большая часть партий грузов. Если партии больших объемов или грузы назначены для доставки в удаленные пункты, то в вагоны загружают попутные дополнительные грузы. Это делается для использования грузоподъемности вагонов по максимуму. Значительным недостатком такого способа считается тот факт, что оставляемые грузы могут располагаться у боковых стенок вагона, а это говорит о необходимости частично разгрузить груз, чтоб загрузить состав дополнительными грузовыми партиями. Данный метод нуждается в обширном свободном пространстве на рабочей площадке. Кроме того, догрузка приводит к увеличению времени простоя вагонов на станции, что, в свою очередь, негативно отражается на скорости общей доставки товаров. К тому же не всегда удается перепроверить оставленный груз по количеству (качеству).
- Третий метод существенно ускоряет погрузку/разгрузку товаров, а также способствует рациональному использованию сортировочной платформы за счет повышения ее обрабатывающей способности и оптимизации грузоперевозок. Данный способ основывается на прибавлении к загруженному составу дополнительного пустого вагона, в этот вагон загружают одну или несколько партий грузов попутного направления. При освобождении основных вагонов возможна догрузка состава небольшими отправками соответственного направления.
Грузосортировочная работа выполняется на основе определенных планов. Эти планы индивидуальны для каждого вагонного состава.
Планы составляются с учетом таких данных:
- дальность маршрута;
- затраты на доставку и сортировку грузов;
- расстановка вагонов на платформах;
- наличие возможности сортировать грузы без выгрузки на платформы;
- максимальный объем грузов, загружаемых в вагоны;
- минимальные остатки мелких отправок.
Правильное логистическое планирование предназначено для оптимального выбора вагона для сортирования и формирования составов, чтобы обеспечить рациональную работу железнодорожных платформ.