Как делается деревянная лодка своими руками. Как сделать лодку из дерева
Деревянная лодка своими руками
Людей всегда привлекали водные просторы. Для перемещения по водной глади используются плавательные средства различной конфигурации. При наличии необходимых инструментов и определенном уровне мастерства вполне можно в домашних условиях изготовить деревянную лодку своими руками.
Первые плавательные средства изготавливались из цельного массива дерева. При изготовлении корпуса судна использовалась примитивная технология долбления. Данный способ сопряжен с огромными трудозатратами и отличается крайне неэкономичным расходом материала. Можно ли сегодня построить настоящую деревянную лодку с меньшими потерями, используя современные технологии? В данной статье будут описаны основные подходы к процессу по изготовления деревянной лодки. Более подробное описание технологии выходит за рамки данного обзора.
В качестве основы лодки используется конструкция, изготовленная из особой влагостойкой фанеры.
Используемое оборудование и материалы
Изготовление плавательного средства – очень трудоемкий и длительный процесс. Осуществление всех работ по изготовлению деревянной лодки рекомендуется проводить в закрытом помещении. Наличие крыши над головой позволяет избежать неблагоприятного воздействия окружающей среды, например, действия ультрафиолета или осадков.
Для изготовления лодки нам потребуется следующий набор инструментов: электрический лобзик, струбцины, электродрель, стамеска и молоток. В качестве основного материала для изготовления корпуса лодки используется фанера, толщиной около 6 миллиметров. Для создания банки, фальшкиля и подуключин должно использоваться дерево более твердых пород. Также вам могут потребоваться специальные нитки или скрепки. Не обойтись и без влагостойкой краски и шпатлевки.
Раскрой материала
Процесс изготовления деревянной лодки можно условно поделить на два этапа. Прежде всего, работы начинаются с раскроя листа фанеры. На заготовку необходимо перенести чертежи. Это можно сделать двумя способами. Во-первых, можно использовать специальное оборудование (плоттер или компьютер). Выкройку необходимо распечатать в масштабе 1:1.
Лекало изготавливается из картона. Изображение просто переводится по контуру, подложив под лекало лист фанеры. Во-вторых, выкройку можно расчертить параллельными линиями и пошагово перенести на заготовку. После изготовления выкройки необходимо аккуратно выпилить все элементы будущей лодки при помощи электрического лобзика. Эту операцию лучше всего осуществлять на верстаке или рабочем столе. Инструмент следует перемещать строго по намеченной линии, не прилагая к нему чрезмерных усилий.
Сборка
Фанерная лодка собирается на любой твердой и ровной поверхности. К основанию будущей лодки крепится корма, а также детали носовой части, левого и правого бортов. Соединение элементов осуществляется при помощи специальных скоб или прочных нитей. Дополнительно можно проклеить стыки снаружи и изнутри полимерной лентой. Теперь необходимо укрепить основу корпуса при помощи силового набора. Он устанавливается в носовой части, в месте установки банки и в корме.
Из сухих реек изготавливаются шпангоуты, которые соединяются с корпусом посредством клеевого сочленения. Теперь необходимо оставить плавательное судно на некоторое время для полного высыхания клеевого состава. После высыхания клея можно приступать к нанесению шпатлевки и окраске судна. Несмотря на то, что процесс изготовления плавательного средства занимает довольно много времени, он даст вам возможность получить новые навыки.
www.vsedelkin.ru
Как сделать лодку своими руками-чертежи и фото изготовления | Своими руками
Реклама
Данный вариант лодки как Вы видите, сделан под ребенка. Но переделать, а вернее сделать эту лодку изначально взрослой, еще проще. Убирайте из чертежей и процесса изготовления всю детскую «декоративность» чтобы не засмеяла рыба, в некоторых узлах укрепите под свой вес, красьте в бурый, темно зеленый цвет и вуаля, самодельная легкая и простая в изготовлении деревянная лодка готова.
Размеры ее позволят легко перевозить ее в прицепе или даже на багажнике легкового автомобиля, и она отлично подойдет для рыбалки или охоты на водоплавающую дичь. Даже подцепить к ней столь популярный ныне у рыбаков лодочный электромотор – пара пустяков. Достаточно лишь будет немного укрепить корму. Вообще же конечно лодка сделана автором очень грамотно, даже проведено макетирование. Можно только поаплодировать такому мастеру.
Сын давно просил сделать лодку. Мне показалось, что его желание приобщиться к отдыху на воде можно использовать не только для физического развития мальчишки, но и для получения навыков гребли, управления лодкой, освоения правил безопасности плавания и поведения на воде. Наша мама сразу заволновалась по поводу того, что на воде с её ребёнком может что-либо случиться.
Мои доводы о важности воспитания в ребёнке самостоятельности, сознательной дисциплинированности, ответственности несколько успокоили её. А моё обещание привлечь сына к изготовлению лодки, начиная с чертежей, научить его владеть инструментами, а также тот аргумент, что работа над ней своими руками позволит понять необходимость тех знаний, которые даёт детям школа, сняли все её возражения.
Выбор размерений лодки определился её потребным водоизмещением, достаточным для совместного плавания двух подростков. При длине корпуса в 2400 мм его ширина по миделю, где располагается банка гребца, в 1000 мм и развал бортов вполне достаточны для обеспечения остойчивости. Парус на первых порах ставить на лодку не планировалось.
Если принять за основу именно эти или близкие к ним размерения и весьма популярную во всём мире технологию сборки корпуса из заранее выкроенных фанерных заготовок с последующим соединением их с помощью проволочных скруток и финишной проклейкой швов лентами стеклоткани на эпоксидной смоле, то вполне надёжную лодку можно сделать за несколько выходных дней. А если учесть, что подобные лодки весьма популярны и имеют широкое распространение как в яхт-клубах, так и среди рыбаков-автолюбителей, то можно обойтись без разработки теоретического чертежа корпуса, а применить как прототип любую из уже построенных и хорошо себя зарекомендовавших лодок, например, тузик «Джек Шпрот». Он очень остойчив, лёгок на ходу, поэтому его используют как палубный тузик для малых яхт. Длина его всего 2,29 м и при ширине по миделю в 1,3 м и весе около 30 кг он безопасен даже при нагрузке весом четырёх взрослых.
Эту плоскодонную лодку можно собрать всего из семи основных деталей (см. чертёж). Если же требуется лодка для плавания по малому водоёму и исключительно в хорошую погоду, как в нашем случае, то подобное судно можно сделать ещё проще — всего из трёх деталей: двух бортов, днища и транца.
Рис. 1. Чертеж — лодка сшитая из фанеры: а — общий вид лодки; б — раскрой транцев; в — сечение по мидель-шпангоуту; г — эскиз весла, д — раскрой обшивки.
На семейном совете мы остановились на той лодке, которую будет проще собрать своими руками, а именно был принят второй вариант из трёх фанерных выкроек. Забегая вперёд, скажу, что изготовили лодочку мы за неделю.
Рис. 2. Способ соединения фанерных заготовок корпуса лодки: а — подготовка кромок к соединению; б – установка проволочных скрепок; в — оклейка швов соединения лентами стеклоткани внутри корпуса; г — оклейка швов снаружи (окончательный вид соединения).
В дело пошли листы фанеры повышенной водостойкости марки ФСФ толщиной 4 мм. Чтобы детали выкройки не нуждались в склейках по длине (их при необходимости можно склеивать на ус), мы выбрали листы размерами 1220×2440 мм. Избежать ошибок помогло макетирование корпуса в масштабе 1:10 из плотного картона. Только после подгонки деталей на макете, разборки его и тщательного обмера был сделан чертёж каждой из них непосредственно на фанерных листах.
При выпиливании заготовок лобзиком линию разметки необходимо оставлять на детали. Только потом, при обработке кромок, можно снять весь лишний материал на угол так, чтобы детали стыковались по возможности с минимальным зазором (в судостроении это называется — снять малку). Уложив на ровном полу заготовку днища и заготовки бортов соответствующими кромками друг к другу, приступили к их сшиванию. Для этой работы необходимы дрель со сверлом 02 мм, пассатижи и медная проволока 01,5 мм. Сначала на одной из соединяемых заготовок с шагом 75-100 мм на расстоянии 10 мм от кромки по всей длине насверлили отверстия. В кромке же второго листа отверстия лучше сверлить по месту — последовательно, по мере совмещения кромок изгибаемых заготовок.
Скрепки из проволоки являются скорее монтажными элементами, чем деталями, обеспечивающими прочность корпуса. Основную прочность лодке придаёт оклейка швов лентами тонкой стеклоткани на эпоксидной смоле. На этапе оклейки необходимо тщательно прижать и даже попытаться утопить в древесину проволоку скоб, что дополнительно стянет шов. Это мы сделали с помощью молотка и бойка из бруска твёрдой древесины. Можно использовать и скруглённое зубило из металла.
Желательно брать ленту фабричного изготовления. Её применяют строители при заклейке щелей обшивки каркасов. Проверьте, не пропитана ли лента чем-либо. Если она ещё и влажная, нужно прокалить её в духовке газовой плиты. Эпоксидный клей приготовили в соответствии с инструкцией на этикетке упаковки. Три слоя ленты уложили внахлёст на клее вдоль шва корпуса. После отверждения стеклопластика мы откусили выступающие из корпуса концы проволочных скрепок и проклеили соединения снаружи. Три слоя ленты снаружи и внутри корпуса обеспечивают равнопрочное с фанерой соединение.
По верхней кромке бортов и транца на шурупах и клее поставили снаружи привальный брус, а внутри — бортики, которые образовали прочный планширь. Он придал дополнительные прочность и жёсткость всему корпусу. Не забыли мы и о непотопляемости нашего судна. В корме у транца и в носу выклеили небольшие ящички (рундуки — no-морскому), заполненные пенопластом, накрыли фанерными крышками, которые послужат сиденьями. Затем ящики загерметизировали. Теперь лодка не утонет сама, да ещё и обеспечит поддержку на поверхности воды всего экипажа.
От борта к борту поставили сиденье (банку) для гребца. Пассажир может разместиться в носу или на корме, где он станет управлять лодкой с помощью рулевого устройства.
Хотя лодка изготовлена из фанеры повышенной водостойкости, для обеспечения долговечности корпуса весь его лучше оклеить стеклотканью в один слой. Сыну так не терпелось испытать наше судно, что мы обошлись покрытием поверхностей водостойкой краской.
Читайте также: Как сделать мольберт для маленького художника своими рукамиПервый спуск лодки на воду привёл ребят в восторг. Правда, он поубавился, когда вдруг оказалось, что грести веслом не так уж просто. Однако через неделю юных моряков было трудно дозваться к обеду. Они были готовы сидеть в лодке с утра до вечера.Лодка своими руками – поэтапная инструкцию по изготовлению. Цифры соответствуют фото.
- Наносим контуры деталей корпуса лодки на фанерные листы. Длинная гибкая линейка помогает провести плавные кривые линии.
- Аккуратно, оставляя линию разметки на детали, электролобзиком выпиливаем заготовки бортов, днища и транца.
- После примерки заготовок, сшиваемых кромками друг с другом, и снятия малки приступаем к сборке корпуса с помощью скрепок из медной проволоки.
- Собрав корпус, оклеив швы и установив киль, готовим комплект деталей для сборки рулевого устройства.
- Эластичное перо руля навешиваем на баллер, который в свою очередь крепим к транцу, используя в качестве шарнира лист гибкой резины.
Заготовки и детали для самодельной лодки – Таблица
ЗАГОТОВКИ ДЕТАЛЕЙ САМОДЕЛЬНОЙЛОДКИ | ||||
№ | Наименование | К-во | Размер заготовки, мм | Материал |
1 | Днище | 1 | 1850×860 | Фанера повышенной водостойкости, марка ФСФ, 4 мм |
2 | Борт | 2 | 2430×400 | –>>– |
3 | Транец | 1 | 880×300 | –>>– |
4 | Крышка | 1 | 655×650 | –>>– |
5 | Носовая перегородка | 1 | 670×320 | –>>– |
6 | Крышка рундука | 1 | 940×200 | –>>– |
7 | Кормовая переборка | 1 | 940×185 | –>>– |
8 | Носовое украшение | 1 | 470x220x8 | Фанера |
9 | Банка гребца | 1 | 100x140x26 | Берёза |
10 | Опора банки | 2 | 30x30x26 | –>>– |
11 | Брусок крепления | 1 | 263x57x40 | –>>– |
12 | 1 | 630x80x40 | –>>– | |
13 | Киль накладной | 1 | 150x70x25 | –>>– |
14 | Удлинитель румпеля | 1 | 022×650 | –>>– |
15 | Румпель руля | 1 | 022×450 | –>>– |
16 | Привальный брус | 2 | 2600x30x25 | –>>– |
17 | Транцевый брус | 1 | 1300x30x25 | –>>– |
18 | Перо руля | 1 | 405x180x10 | Листовая резина |
19 | Подвеска руля | 1 | 245x90x10 | –>>– |
20 | Рамка руля | 2 | 025×405 | Резиновая трубка |
На первом рисунке: Общий вид и детали нашей лодки. Обозначенные на рисунке номера соответствуют нумерации в таблице заготовок деталей вверху.
Как сделать лодку своими руками
Автор: Б.Георгиев, Москва
Реклама
Ниже другие записи по теме "Как сделать своими руками - домохозяину!"
Подпишитесь на обновления в наших группах.
Будем друзьями!
kak-svoimi-rukami.com
Как сделать лодку для рыбалки своими руками
Классическая рыбалка на берегу реки, без сомнения, очень удобна и в некотором роде даже романтична. Однако что делать, если вся заветная рыба водится далеко от берега или в таком месте, куда нельзя попасть иначе как по воде?
Лодка ― лучшее решение этой задачи. Но их стоимость в магазинах заставляет рыбаков и туристов иной раз проявлять самодеятельность и смекалку, создавая плавсредства буквально из ничего. Из каких же материалов можно сделать лодку своими руками?
Лодка из пластиковых бутылок
Необычным, но эффективным материалом для создания лодки могут стать банальные пластиковые бутылки. Поскольку наиболее распространённый объём такой тары ― 2 литра, самым сложным этапом в конструировании будет именно сбор материала.
Для того, чтобы создать «бутылочную» лодку, потребуются следующие материалы:
- Бутылки;
- Водостойкий скотч и клей;
- Нож или ножницы;
- Проволока;
- Фанера и поперечины из дерева или металла.
Прежде всего нужно тщательно очистить бутылки от наклеек и этикеток. Однако самое главное, что необходимо сделать на этом этапе, ― придать пластиковой таре плотность и жёсткость. В этом помогут законы физики. Бутылки помещаются в холодильник, там же плотно закручиваются крышками, а затем перемещаются в тепло. Таким образом воздух внутри бутылок нагревается и придаёт им упругую форму. Для пущей надёжности желательно закрепить крышки водостойким клеем.
Монтаж лодки из пластиковых бутылок
Из заранее подготовленных бутылок формируют своеобразные брёвна.
Первый шаг ― соединение двух бутылок донышками. Для закрепления натягивают пластиковое кольцо, вырезанное из середины пустой бутылки. Вся эта конструкция промазывается клеем и плотно заматывается скотчем в несколько слоёв.
У следующих двух бутылок обрезаются верхние части, после чего обезглавленный пластик насаживают на края заготовки, вновь применяя клей и скотч. Таким образом получается надёжный и герметичный фрагмент будущей лодки.
Дальнейший процесс состоит из повторения вышеуказанных действий и заканчивается при изготовлении бревна оптимального размера.
Один поплавок состоит из восьми брёвен, которые соединяются крепкой проволокой, полиэтиленом и скотчем. В зависимости от предпочтений, количество брёвен может изменяться в большую или меньшую сторону. Самое главное ― соблюдать баланс и сделать из лодки надёжное средство передвижения.
Поплавки монтируются с помощью поперечин, изготовленных из дерева или металла. Дно лодки опять же может быть создано из различного материала. Это может быть фанера, пластик или металлический лист.
Финальным штрихом в изготовлении лодки может стать обшивка водостойкой тканью или же отделка крепкой фанерой с последующей покраской. Так лодка прибавит в надёжности и эстетике.
Лодка из фанеры
Помимо фанеры как основного материала, для создания такой лодки потребуется:
- Электролобзик;
- Шуруповёрт;
- Пила;
- Молоток;
- Прибор для шлифовки;
- Струбцины и кисти;
- Древесина;
Клей, смолы, лаки, олифы и т.п.
Монтаж лодки из фанеры
Наиболее приемлемый вариант ― крупногабаритная фанера без дефектов в виде расслоения и трещин.
С помощью чертежей производится крайне внимательная разметка материала. При допущении малейших ошибок и расхождений, изготовление лодки без щелей станет невозможным. Для обводки фанеры можно использовать специальные выкройки.
Далее каждый фрагмент вырезается пилой и электролобзиком. Особое внимание уделяется углам стыковки на торцах. Задний борт и шпангоуты потребуют монтажа фанеры в несколько слоёв, для увеличения прочности. Если же в конструкции лодки предполагается наличие мотора, то задний борт дополняют деревом твёрдых пород и проклеивают стеклотканью.
Шпангоуты и транцы фиксируются лужёными или оцинкованными шурупами. Дно и борта же прикрепляются к транцам с помощью специального клея и прочих материалов для швов. Дно лодки желательно укрепить реечным настилом.
Проклейка швов осуществляется специальным герметиком, в состав которого входит эпоксидная смола и аэросил в пропорции 1:1. Галтели являются рёбрами жёсткости и прокладываются по углам. Все внутренние стыки обрабатываются герметиком, после чего на них наносится стеклоткань.
После просушки всей конструкции, производят установку шпангоутов, настила на днище, сидений и прочих запланированных элементов.
Перед покраской все поверхности обезжиривают и шлифуют, затем тщательно обрабатывают пропиткой для дерева. Если после всех этих действий поверхность остаётся неровной и имеет щели, на помощь приходит специальная шпатлёвка, а после высыхания ― грунтовка.
Для покраски обычно используется эмаль для судов, жёсткая кисть или краскопульт.
Складная лодка из дюралюминия
Для создания складной лодки потребуется:
- Листы дюралюминия;
- Прорезиненная ткань;
- Заклёпки и накладки;
- Древесина;
- Ножницы по металлу;
- Грунтовка и краска.
Монтаж складной лодки из дюалюминия
Дюралюминий ― наиболее выгодный материал для создания складной лодки. Он лёгкий и очень прочный, при этом для создания плавсредства нужно всего лишь шесть элементов: два для днища и четыре для бортов.
Поперечных распорок в такой лодке всего три: одна из них ― сиденье, две других ― распорки из дерева с алюминиевыми трубками на концах. Они вставляются в отверстия на внутренних сторонах бортов, что обеспечивает жёсткость и надёжность конструкции.
Прежде чем начинать сборку лодки по чертежам, рекомендуется воссоздать её прототип из картона. Так будет легче устранить все ошибки, к тому же такие картонные детали послужат и как выкройки для дюралюминия.
Все шесть деталей складной лодки вырезаются ножницами по металлу, затем проходят подгонку и подгибку. Отверстия под заклёпки сверлятся в стыках-швах через каждые 2 сантиметра. После чего фрагменты лодки скрепляются заклёпками, которые герметично замазывают краской. Также монтаж дюраля может производиться с помощью прорезиненной эластичной ткани.
Планшир и сидения изготавливаются из любой подручной древесины и монтируются оцинкованными гвоздями. В финале готовую лодку грунтуют и красят.
2fish.pro