Технология установки поребрика: инструкция и советы. Установка поребрика технология
Технология установки бордюров
На самом деле в установке бордюрных камней нет ничего хитрого. Основная тяжесть работы с бордюрами связана с их габаритами и массой. И, конечно, нужно помнить, что установка бордюров производится до того, как устраивается финишное покрытие из асфальтобетона или тротуарной плитки.
Итак, приступим. Первым делом роют траншею, ширина и глубина которой зависят от размеров бордюрного камня. По бокам и снизу необходимо оставлять зазор порядка 20 см (т.е., если ширина бордюра составляет 15 см, то, соответственно, траншея должна иметь ширину 50-60 см). Если условия местности позволяют, лучше всего для рытья использовать экскаватор с узким ковшом. Если нет - придётся копать вручную. Дно траншеи непременно нужно уплотнить с помощью вибротрамбовки или виброплиты.
Далее следует устройство щебеночного основания на дне траншеи. Для этих целей годится щебень средних размеров – фракции 20-40 мм. Толщина слоя должна составлять 10-15 см. Само собой, щебень тоже нужно уплотнить.
Для того, чтобы установить бордюры ровно, используют направляющую нить. Ее натягивают по отметкам, выверенным с помощью нивелира. По нити выравнивают высоту бордюров, а также ровность ряда бордюров в горизонтальной плоскости.
Переходим к выставлению бордюров. На этом этапе уже понадобится бетон. По опыту, лучше брать бетон марки М-250 или, в крайнем случае – М-200. Его небольшими кучками выкладывают в траншею по линии установки бордюров, в тех местах, где должны быть их стыки. На эти бетонные «возвышенности» и устанавливаются бордюрные камни. При установке бордюра в траншею используются специальные клещи - нечто типа больших ножниц с загибами на концах. Эту операцию выполняют два человека, "вооружённые" такими клещами. Одному с такой процедурой не справиться, ведь дорожный бордюр весит порядка 120 кг! При установке следует соблюдать величину зазоров между бордюрами 1-3 мм.
Пока бетон не "стал" есть возможность подправить установленный на "ляпушки" бордюрный камень - сместить его вправо-влево, скорректировать угол его наклона и высоту. Для этих целей применяются резиновые молотки. Другой твердый инструмент может повредить, расколоть бордюр.
Стоит заметить, что иногда выставляют бордюры не на бетонную смесь, а на кирпичи. Конечно, так-то - скорее (примерно вдвое), но качественно поставить бордюры в этом случае получится, только если основание выполнено очень-очень ровным.
После того, как бордюры выставлены, - можно приступать к следующему этапу работ – их бетонированию. По бокам от бортовых камней на расстоянии 15-20 см выставляют опалубку, затем заливают ее бетоном. В процессе укладки бетона важно отследить, чтобы бетонная смесь зашла и полностью заполнила пространство под бордюром. Одного кубометра бетона должно хватить на установку 15-17 бордюрных камней.
Опалубку можно снимать уже через 2-3 дня после бетонирования. После чего выполняется затирка зазоров между бордюрами цементным раствором марки М-100. В итоге, бордюрный камень оказывается со всех сторон жестко закреплен надежным бетоном.
Завершаются работы по установке бордюров засыпкой пазух траншеи щебнем, песком, ГПС или грунтом.
Выполняя работы по установке бортовых камней, нужно отнестись со всей серьёзностью к современным требованиям по благоустройству. В частности, в ряде мест должны выполняться прогибы линии бордюров, которые требуется соблюдать для реализации требований по доступности "среды" для людей с ограниченными возможностями.
В тех случаях, когда нужно произвести распил бордюрных камней - под углом или же на части, - можно использовать как специальную машину для резки бордюров, так и обычную углошлифовальную машину со специальными дисками.
Есть и ещё одно принципиальное замечание, которое необходимо учитывать при производстве работ. Оно касается необходимости обеспечить одинаковую высоту бордюров над дорожным покрытием. Понятно, что при перепадах уровня дороги "плясать" будет и высота бордюрных камней относительно линии горизонта. Но - что поделаешь...
www.bau-prom.ru
Как установить дорожный бордюр - Технология установки дорожного бордюра
- Главная
- Статьи
Когда строятся дороги или выполняется укладка тротуарной плитки под автомобиль практически невозможно обойтись без бордюрного камня. Такой элемент позволяет визуально зонировать пространство и повысить прочностные характеристики покрытия. Далее рассмотрим, как установить дорожный бордюр и расскажем, на что нужно обратить внимание.
Рекомендуем читать:
Как правильно установить дорожный бордюр?
Предположим, что была выполнена укладка тротуарной плитки и финальным этапом обустройства является укладка дорожного бордюра. Технология выполнения этой работы достаточно проста, но начинающему будет трудно даже без элементарной инструкции. Давайте рассмотрим все подробно.
Разметочные работы
Для проведения разметки вам понадобятся деревянные колышки и веревка (можно нитку и т. п.). Колышки забиваются непосредственно в месте монтажа бордюрного камня, и по ним натягивается нитка. Расстояние между колышками должно быть таким, чтобы веревка не провисала.
Важно выбрать правильную высоту колышек. Уровень натяжение должен соответствовать верхней полости бетонного изделия после установки. Это позволит установить камень правильно..
Рытье траншеи
Для работы в домашних условиях нерационально использовать специальную технику. Именно поэтому придется вооружиться лопатой и начинать копать. Но перед этим нужно узнать необходимую глубину траншеи. Для этого стоит знать:
Представим, что высота изделия 30 см. Щебеночный шар будет 6 см и песчаный – около 3 см. Что касается бетона, то его высота 2-3 см. Получаем 36 + 6 + 3 + 3 = 48 см. Именно такой будет высота конструкции, но это не означает, что и траншея должна быть подобной глубины. Нужно учитывать и высоту бордюрного камня над поверхностью земли. Допустим, что она равна 20 см. Следовательно, нужно углубляться на 28 см.
Что касается ширины траншеи, то достаточно, чтобы камень мог в нее войти и по обоим бокам был запас в 2-4 см.
Когда выемка грунта окончена, то проводится выравнивание дна и уплотнение (для его проведения лучше использовать специальное оборудование).
Создание подушки
Этот процесс проходит приблизительно так:
Засыпается первый слой щебня;
Выполняется его разравнивание и утрамбовка;
Засыпается песок;
Песчаный слой также нужно выровнять и уплотнить.
Замешивание и заливка бетона
В бетономешалку загружается цемент и песок (когда выполняется установка дорожного бордюра, технология подразумевает использование связующего вещества с маркировкой М300-М400). Песок используется мелкозернистый. Когда сухая смесь хорошо перемешана, добавляется вода. Отлично, если готовый раствор густоват - не сильно жидкий и не излишне вязкий.
Отлично, если производство тротуарной плитки и бордюрных изделий выполняется одной компанией – можно быть уверенным в одинаковом сроке службы изделий.
Установка бордюрного камня
На подготовленное основание заливается бетон и сразу проводится установка бордюрного элемента. Погруженное бетонное изделие выравнивается по веревке легким постукиванием резинового молотка. Затем промежутки по бокам заполняются щебнем или цементным раствором.
Как установить бордюр для дорожек?
Садовый бордюр монтируется по аналогичному принципу с дорожным, только есть одно исключение – под него можно делать менее прочную подушку. В некоторых ситуациях обходятся без использования щебня и делают основание из речного песка высотой 3-5 см.
Теперь вы знаете, как установить дорожный бордюр. Остается только запастись всем необходимым и приступить к работе.
ms-plitka.ru
Технология установки дорожных и тротуарных бордюров своими руками
Бордюр – один из обязательных элементов в дорожном строительстве, обустройстве территории частного дома, ландшафтном дизайне. Технология установки бордюров довольно проста и не требует особых навыков. Бордюры бывают нескольких видов, самыми распространенными являются дорожные и тротуарные бордюры.
Тротуарный бордюр
Такой бордюр применяется в основном для обрамления газонов и отделения их от тротуаров и дорожек. Также тротуарный бордюр призван удерживать различные слои грунта, предотвращать смешивание земли со щебнем или песком, укреплять тротуарную плитку, предохраняя ее от расползания. Бордюр изготавливается из бетона методом вибропрессования. Длина бордюрного камня обычно составляет 0,5 м.
Дорожный бордюр
Этот вид бордюра используется для того, чтобы отделить проезжую часть от тротуара или газона, а также для придания дорожному полотну большей надежности. Такой бордюр еще называют дорожным бортовым камнем. Установка дорожного бордюра, как правило, является частью процесса строительства дороги, однако может возникнуть необходимость и в самостоятельной укладке такого бордюра. Дорожный бортовой камень обычно в 2 раза длиннее тротуарного бордюра, а также несколько шире и выше. Изготавливается такой бордюр методом литья и зачастую имеет металлический армированный каркас.
Установка бордюров своими руками
Начать следует с подготовки поверхности, где будет располагаться бордюр. Для этого в землю вбиваем колышки и натягиваем веревку по линии будущего бордюра. Затем нужно выкопать траншею. Глубина траншеи должна немного превышать высоту приготовленного бордюрного камня. Ширина траншеи – приблизительно 20 см для тротуарного бордюра, и 30-40 см для дорожного.
Готовую траншею необходимо утрамбовать. Очень удобно использовать для этого деревянную конструкцию в форме перевернутой буквы «Т», которую легко можно соорудить на месте из подручных средств. По всей длине траншеи на дно укладываем щебень и снова трамбуем. Поверх щебня нужно проложить еще слой песка, при необходимости его можно смочить водой и дополнительно утрамбовать.
Следующий этап – примерка. Теперь с помощью натянутой веревки фиксируем также необходимую высоту бордюра. Установка тротуарных бордюров своими руками подразумевает внимательность и точность. Следите, чтобы веревка была натянута максимально туго.
Чтобы перейти непосредственно к установке бордюра, нужно подготовить бетонный раствор. С помощью лопаты смешиваем в корыте песок, цемент, воду и щебень мелкой фракции в пропорциях примерно 2,5:1:2:2. Раствор наносим на ранее утрамбованный песок.
Теперь устанавливаем сам бордюр. Здесь поможет резиновый молоток, который используют при укладке тротуарной плитки. Молотком регулируем высоту бордюра и глубину погружения его в бетонный раствор. Далее закрепляем бордюрные камни путем нанесения раствора на стыки между ними с обеих сторон. В очередной раз убедившись, что бордюр стоит ровно, заполняем бетонным раствором все оставшиеся пустоты траншеи.
Осталось лишь заделать стыки между бордюрными камнями. Засыпаем щели сухой смесью из цемента и песка, а затем проливаем водой и ждем, пока смесь застынет.
Технология установки дорожного бордюра практически не отличается от установки тротуарного. Соблюдая алгоритм простых действий, вы получите прочную и долговечную конструкцию.
Напоследок можно посмотреть видео с технологией установки дорожного бордюра и последующим его закреплением.
tvoyaplitka.ru
Технология установки поребрика: инструкция и советы
Красивые, ухоженные города и загородные участки радуют наш взгляд. Завершенный образ в ландшафтном дизайне помогают создать бортовые камни, которыми окаймляют дороги, пешеходные зоны, клумбы, газоны, площадки. Они выполняют не только декоративную роль, но и являются важным функциональным элементом.
Как правило, поребрик применяется для разделения двух зон, например, проезжей и пешеходной части. В этом случае установка поребрика выполняется так, что видно выступающую часть камня. А вот установка бордюра идет таким образом, чтобы он не возвышается над уровнем мощения, а идет вровень с брусчаткой.
Пошаговая инструкция установки поребрика
Если вы решили выполнить работу самостоятельно, то вам обязательно пригодится пошаговая инструкция укладки поребрика.
Итак, при установке бордюрного камня сперва следует подготовить основание. Необходимо расчистить и разметить место будущей установки поребрика. Затем следует выкопать канаву глубиной около 30 см. Перед установкой важно подготовить основание, утрамбовать траншею, чтобы минимизировать просадку грунта, выполнить отсыпку из щебня и песка (создаем песчано-гравийную подушку) с дальнейшей утрамбовкой.
Разметить основание для укладки поребрика можно таким образом: по заранее отмеченным местам установить колышки, затем следует натянуть веревки. Это даст возможность получить линии, по которым в дальнейшем вы смонтируете поребрик. Если же на данной территории расположен дренажный сток, важно проследить, чтобы в процессе работы он не был перекрыт и сохранил свою функциональность по окончанию всех работ (не оказался засыпан и сохранил положенный уклон для стока воды). Также можно использовать водяной уровень при отбивке уровня.
Установка поребрика, как и бордюра, должна выполняться без щелей между торцами блока на уже подготовленное основание. Также можно поставить опалубку с двух сторон от пласти блока на расстоянии 15 см. Таким образом можно сэкономить раствор поскольку при дальнейшей укладке он не будет растекаться по большой площади, а сразу формировать бетонный замок в высоту. После установки опалубки ее следует залить раствором бетона. Затем следует утрамбовать смесь, и после схватывания разобрать опалубку и досыпать песком до нужного уровня. После того, как выполнена установка поребрика, можно приступать к укладке тротуарной плитки, асфальтировании или засыпке участка.
Если неправильно установить поребрик, то может отпасть часть дорожного покрытия, плитка, которая к нему прилегает, или он сам начнет шататься и его можно будет свободно вытащить. В таком случае может возникнуть потребность демонтажа и последующей переустановки бордюрного камня. Укладку поребрика вполне можно выполнить своими руками, но если не уверены в своих силах, то стоит обратиться к специалистам.
Совет: установка тротуарного поребрика должна выполняться по всему периметру площади мощения, так как грунт и площадка под тротуарной плиткой могут впитывать влагу через швы. Это приведет к расширению по площади и расползанию плитки. Установка поребрика будет препятствовать такому расширению и не даст расползаться швам.
Совет при озеленении: в городском ландшафте и на частной территории можно огородить клумбу от других участков, разделить её на несколько зон установив поребрик по периметру. Создавая границу цветника, вы защитите его от прорастания газонной травы, а газон и дорожки — от попадания на них земли с цветника. Самый простой, но тщательно обработанный край клумбы придает ей аккуратность, ухоженность и завершенность.
Услуга по укладке поребрика от ЧП «Скоробогатько»
Конечно, при желании можно выполнить укладку поребрика самостоятельно. Но если у вас совершенно не хватает времени для самостоятельной установки поребрика, или нет желания заниматься данной работой? В этом случае вы можете заказать услугу по установке поребрика по приемлемой цене у специалистов ЧП Скоробогатько. Опытные и квалифицированные мастера обладают большим опытом работы в различных проектах и смогут предоставить вам услуги высокого качества.
skorobogatko.com.ua
Как сделать и установить поребрик своими руками
Для отделения проезжей части от тротуарной или велосипедной дорожки, а так же для ограждения газонов и парковок используют специально вылитые либо спрессованные из бетона поребрики (бортовые камни). Изготавливают их по выработанному ГОСТу 6665-91. Для вибропрессования применяют раствор из цемента с низким содержанием воды, благодаря чему бордюрные камни получаются более крепкими и долговечными. Такие поребрики устойчивы к механическому воздействию, длительное время не стираются и не крошатся.
При изготовлении камней способом вибролитья получаются более ровные и красивые изделия, при этом они менее крепкие, по сравнению с прессованными камнями и соответственно меньше стоят. Для увеличения прочности длинных бордюрных камней (от 3 м и больше) производители армируют изделие с помощью стальной арматуры. Бетон используется как мелкозернистый, так и тяжелого типа.
Поребрик или бордюр?
Бордюр и поребрик является одним и тем же изделием, которое имеет строительное название «бортовой камень». Разные названия они получили из-за разных способов укладки материала. По сути, все бортовые камни предназначены для разделения проезжих, пешеходных и других территорий. От технологии монтажа этих камней и будет зависеть то, как ограждение будет называться. Бордюр всегда кладется вниз самой большой по площади стороной и применяется для ограждения проезжей части от тротуара. Таким образом, он находится в лежачем положении. Данный вид кладки бортового камня применяется только в местах, где тротуар находится с проезжей частью на одном уровне. Поребрик тротуарный Поребрик монтируется в стоячем виде узкой стороной вверх и предназначен для отделения проезжей территории и тротуара. При этом тротуар должен быть расположен выше проезжей части. Поребриком так же называют метод кладки ряда декоративных кирпичей, расположенных под углом к другим кирпичам.
Поребрик из камня
Поребрики производятся нескольких типов отличающихся между собой размерами, а так же видом. Они обозначаются буквами и цифрами расшифровывающимися как: Поребрик БР - бортовой рядовой камень Поребрик БК - бортовой криволинейный камень Поребрик БЛ – бортовой с лотком. Поребрик БУ - бортовой с уширением. Поребрик БУП - бортовой с прерывистым уширением. Цифры, стоящие после букв, обозначают размеры бортовых камней. Тротуарный перегородочный поребрик укладывается из рядовых бортовых камней «БР», которые производятся в четырех размерах. «БР 100х30х15», где 100 см это длина изделия, 30 см- высота и 15 см ширина. Данный поребрик используется для ограждения проезжей части в кварталах домов от подъездов, клумб, газонов или тротуаров. Весит один бордюрный камень 96 кг. Бордюры «БР 100х30х18» и «БР 300х30х18» предназначены для ограждения главных улиц или автомобильных трасс от остановок, тротуаров, а так же газонов. Первый весит 120 кг, а второй соответственно 240 кг. Для того чтоб отгородить газоны либо клумбы от тротуаров применяют поребрики марки «БР 100х20х8» или «БР 50х20х8».Весят они 36 и 16 кг. Изготовление поребрика своими руками Существует так же возможность изготовления поребриков самостоятельно для ограждения газона, декоративных дорожек либо цветника. Для этой работы понадобятся такие предметы как: Полиэтиленовая пленка Металлические пластины
Мастерок или миксер
Емкость для приготовления раствора Швеллер Листы из ДВП Изначально необходимо найти идеально ровную поверхность, на которой и будет проводиться работа по заливке бетона в форму. Размеры изготовленного поребрика будут зависеть от высоты и ширины швеллера. Швеллер - это длинный профиль «П» - образного вида, изготовленный из металла способного выдержать сильные расширительные нагрузки. Для изготовления нескольких поребриков пред заливкой необходимо вставить перегородки из ДВП на равном расстоянии друг от друга. Металлические пластины вставляются в заранее разрезанные края швеллера. После чего в формы закладывается полиэтиленовая пленка. Заливается 1 слой раствора из жидкого цемента. После затвердевания закладывается 2 слой густого цемента. Затем выкладываются куски арматуры и снова заливаются густым раствором. Последний слой покрывается жидким раствором.
Самостоятельная установка поребрика
Кладется поребрик в выкопанную траншею, которая заливается водой и утрамбовывается. Это необходимо для предотвращения деформации заложенного бордюра после укладки. Глубина вместе с бетонной подушкой должна составлять 1/3 высоты поребрика. Щебеночно-бетонная подушка предназначена для хорошего сцепления поребрика с землей. Для этого следует засыпать слой мелкой щебенки на дно траншеи и залить ее бетоном. Поребрик кладется на не застывший бетон. Стенки бордюры так же следует промазать раствором для лучшей сцепки.
baustoun.com
Технология монтажа бетонных бордюров на садовом участке
Качественное оформление сада - непростая и трудоемкая задача. Тем не менее, на практике давно доказано, что ее можно эффективно решить своими силами. В данном контексте очень важно подключить фантазию в нужный момент, и тогда многие оригинальные и полезные идеи будут воплощены в жизнь.Сегодня мы продолжим разговор об устройстве бордюров на садовом участке. Очередная актуальная тема нашего цикла – самостоятельная установка бетонных поребриков.
Пошаговое руководство по установке бетонных бордюров
Не секрет, что бетонные конструкции, выполненные качественно, с соблюдением основных правил, служат на протяжении многих лет. Среди их многочисленных достоинств чаще всего говорят о практичности, отсутствии необходимости постоянного ухода и стойкости к агрессивным воздействиям извне. Проведем короткое сравнение бетона с другими материалами, применяемыми для изготовления бордюров. Казалось бы, высадить «живой» бордюр из растений значительно легче, чем возиться с бетонным сооружением. С другой стороны живые ограждения требуют постоянного и бережного ухода. Все остальные «материалы-конкуренты» менее долговечны и значительно более уязвимы (атмосферные и механические воздействия). Так, кирпичный поребрик постепенно трескается вследствие перепадов температуры, а деревянный неизбежно будет подгнивать (вопрос времени).
О подготовке формы
Как известно, для изготовления бетонных ограждений необходимы специальные формы. В данном контексте самый простой вариант – приобретение готовых форм. Однако такой подход связан с некоторыми трудностями. Главная из них вот в чем. Отливочные формы – это цельные изделия, и достать из них застывшие куски бетона, не повредив их, - весьма сложная задача. На предприятиях для этого применяют различные виды спецсоставов, которые не позволяют бетону прилипать к стенкам. Однако работать с такими составами в домашних условиях – практически нереально. Многие владельцы участков в таких случаях используют масло, но это не очень эффективный метод. Другой подход – изготовление форм собственными силами. В первую очередь следует удостовериться в том, что металлический листы или фанерные панели, которые вы будете использовать в качестве основы для формы, - идеально ровные и гладкие. Серьезные неровности в данном контексте могут стать причиной изъянов в изготовленных бордюрах. Если гладкость поверхности листа металла (фанеры) вызывает у вас сомнение, оберните его плотной полиэтиленовой пленкой.Итак, на металлический (фанерный) лист производим крепеж брусков, используя для этого шурупы. Таким образом мы выполняем опалубку. Размер брусков соответствует запланированным вами размерам секций. Большинство видов бордюрных секций отличаются скошенным углом, что значительно упрощает их монтаж. По сути, такой монтаж заключается в крепеже треугольного бруска в соответствующей точке. После того, как секция будет готова, следует удалить излишки, воспользовавшись шлифовальной машинкой. Для того чтобы избежать повреждений сегмента бетона рекомендуем выполнять бордюры длиной не более одного-двух метров. Слишком маленькая ширина поребрика может привести к появлению риска разломов. С другой стороны слишком узкий поребрик будет похож скорее на строительную балку, чем на изящное ограждение.
О подготовке раствора
В первую очередь готовим необходимое количество щебенки (для добавления в раствор) и заливаем ее водой. Благодаря тому, что щебень пропитается влагой, в дальнейшем он будет лучше «сцепляться» с цементно-песочной смесью (идеальное соотношение 1 к 3). Итак, песочно-цементный состав перемешиваем до того момента, пока он не превратится в однородную массу. Теперь можно добавлять щебенку из расчета две-три доли щебня на одну долю раствора. Далее еще раз тщательно перемешиваем все компоненты, пока в растворе не останется ни одного комка. Заливочная форма обязательно должна быть установлена на ровной поверхности (ровность можно проверить при помощи строительного уровня).
На днище заливочной формы укладываем небольшой слой из ракушек или декоративных камней. Далее производим заполнение емкости раствором на 50 процентов. Затем устанавливаем внутри нее арматурную каркасную конструкцию. Такой каркас можно сделать по принципу железной дороги – с двумя длинными направляющими и множеством коротких поперечин. Точки стыковки арматуры необходимо зафиксировать при помощи проволоки или приварить. Теперь можно приступить к заполнению пустой половины емкости раствором. Далее следует произвести выравнивание поверхности будущей бетонной плиты. Раствор окончательно схватится через несколько дней, в течение данного времени емкость должна располагаться в тени. Застывшие бетонные изделия извлекаем из формы. Рекомендуем оставить их в тени еще на неделю (пока они не высохнут на 100 процентов). Далее переходим непосредственно к процессу монтажа.
О монтаже бордюров
Самый простой и рациональный вариант – установка монолитного поребрика. Прелесть такого подхода в том, что здесь исчезает необходимость отливки различных бетонных сегментов. Поэтому вы сможете сразу приступить к монтажу бордюров. В первую очередь копаем мини-котлован, который должен быть немного шире будущего ограждения. Оптимальная глубина траншеи – одна треть от высоты бетонного поребрика. Дно канавы должно быть тщательно выравнено. После этого засыпаем его слоями песка и щебня, трамбуем.
Известно, что бетонная конструкция имеет очень серьезный вес. В связи с этим нам потребуется опалубка с каждой стороны канавы вдоль ее наружных стенок. Такая конструкция позволит нам не допустить поломок поребрика, кроме того мы, таким образом, предотвращаем возможное вытекание раствора.
Материалами для опалубочной конструкции могут послужить профлист или асбестоцемент. Можно также использовать фанеру или металл. Высота конструкции должна быть больше глубины канавы на значение, которое равно габаритным размерам бордюра.
Необходимое количество готового бетонного раствора заливаем в котлован, а затем выравниваем смесь по уровню опалубки. Для того чтобы не допустить образования пустот, следует произвести уплотнение раствора, используя куски металлических труб или штырей. Куски металла опускаем в бетонную смесь сильными движениями сверху-вниз, одновременно раскачивая их в разные стороны.
После завершения вышеописанного этапа работ установленный монолитный бордюр необходимо закрыть плотным тентом, чтобы на еще не застывший бетон не попадал солнечный свет. После окончательного застывания бетона (от 5 до 7 дней) опалубка снимается.
Видео: Укладка бордюра своими руками
С этим материалом читают так же:
Оформляем садовые дорожки природным камнем своими руками
Садовые дорожки на участке из кирпича своими руками
Как самостоятельно сделать и установить бордюры на своем участке часть 2
Как сделать бордюры для садовых дорожек самостоятельно часть 1
sami-stroim.ru