Монтаж чугунной батареи отопления своими руками. Установка батареи чугунной
Монтаж чугунной батареи отопления своими руками
Несмотря на свой солидный стаж в сфере отопления помещений, чугунные батареи до сих пор остаются одним из самых распространённых методов обогрева в современной квартире. Эти «дедушки» были изобретены в 1857 году во Франции, очень быстро завоевали широкую популярность по всей Европе и до сегодняшнего дня исправно несут свою трудовую вахту в наших домах.
Такая верность потребителей этому виду отопления не случайна – она обусловлена наличием достаточно серьёзного набора преимуществ, которые выделяют чугунные батареи среди других обогревающих приборов.
Если же вы решили установить в своём жилье агрегаты подобного типа или попросту хотите выполнить своими руками ремонт или замену, вам будет полезно узнать, как это можно сделать.
Демонтаж своими руками старых чугунных радиаторов
Итак, если вы решили в своей квартире снять старые чугуннуе батареи отопления и заменить их на новые, или отремонтировать, следует знать каким образом выполняется демонтаж своими руками. Это процесс достаточно трудоёмкий, кропотливый, но несложный, и он вполне по силам аккуратному трудолюбивому человеку. Пошагово алгоритм выглядит следующим образом:
- Перед тем, как начать демонтаж изделий, необходимо остановить систему и дождаться остывания теплоносителя в трубах. В противном случае можно серьёзно ошпариться.
- Далее необходимо открутить каждое соединение радиатора с трубой подводки к магистрали отопления. Если резьба не поддаётся, необходимо соединение нагреть – тогда муфту и контргайку будет проще провернуть вследствие теплового расширения.
- После того, как мы отсоединили батарею от системы, можем начинать демонтаж – нужно снять изделие с крепления в стене и положить на пол. Следует помнить о том, что чугунные радиаторы имеют большую массу – поэтому стоит воспользоваться услугами подручного. Снять чугунный радиатор в одиночку вам будет не по силам.
- Выполняя демонтаж, не спешим снять крепления — при их помощи можно будет повесить на стену новое изделие.
- После того, как мы закончили демонтаж, необходимо очистить каждое резьбовое соединение, при помощи которого агрегат подключался к магистрали, убедиться, что оно не имеет повреждений. В случае необходимости, если были обнаружены сколы и трещины, нужно обрезать повреждённый участок и нарезать плашкой новую резьбу.
На этом демонтаж старого изделия можно считать завершённым – как вы могли убедиться, он вполне по силам каждому, кто захочет его выполнить своими руками.
Что нужно знать перед тем, как начинать монтаж батарей отопления
Перед тем, как начинать монтаж радиаторов, следует знать о том, что существуют такие виды систем отопления:
- Однотрубная – теплоноситель идёт по одной трубе от первого радиатора к последнему. Установка приборов выполняется последовательно. В этом случае к последнему агрегату теплонесущая жидкость прибывает изрядно остывшей. Этот тип подключения не даёт возможности регулировать температуру нагрева на каждом приборе. Как правило, этот метод используется в больших многоэтажных домах, где вода идёт по вертикально установленной трубе с последнего этажа на первый.
- Двухтрубная – теплоноситель циркулирует по двум трубам. По одной трубе идёт подача горячей воды, по другой движется остывшая обратка. Такой метод позволяет регулировать температуру на каждом приборе. Установка батарей выполняется в этом случае параллельно.
Подключение батарей к системе отопления осуществляется одним из трёх способов:
- Боковой односторонний – подводка осуществляется через верхний и нижний патрубки с одной стороны изделия.
- Диагональный – подводка осуществляется через верхний патрубок с одной стороны и через нижний патрубок с другой стороны.
- Нижний – подводка осуществляется при помощи двух нижних патрубков. Этот метод, как правило, используется в том случае, если магистраль спрятана в пол.
Если мы хотим установить новые агрегаты взамен старых, выполняя монтаж, стараемся не менять размеры по центрам пробок – это нас избавит от трудоёмкой работы по выполнению новой подводки к системе отопления.
Если нам нужно установить радиаторы «с нуля», перед тем, как начать монтаж, нужно учесть следующие факторы:
- От грамотности установки зависит эффективность работы системы, качество обогрева помещения и уровень финансовых расходов.
- Для максимальной эффективности радиаторы принято крепить на стене под окном – таким образом создаётся тепловой заслон, препятствующий проникновению в помещение со стороны окна холодных воздушных масс.
- Ширина агрегата должна быть от 50 до 75 процентов от ширины оконного проёма;
- Верхняя граница прибора располагается в 10 см от подоконника.
- Нижняя граница располагается на расстоянии не менее 6 см от пола – в противном случае нарушается теплообмен помещения и затрудняется уборка.
- Тип крепления должен давать возможность регулировать расстояние от батареи до стены.
- Материал, из которого изготовлен крепёж к стене, должен быть тоже из чугуна.
Монтаж чугунной батареи своими руками
Определившись с видом системы отопления и типом подводки к магистрали, можем начинать монтаж.
- Изделие состоит из вертикально расположенных рёбер – секций с каналами внутри. Количество секций определяет интенсивность, с которой радиатор будет обогревать помещение – оно определяется при помощи расчёта теплового баланса. Перед тем, как начать монтаж, собираем изделие нужного размера.
- Собранный из вычисленного количества секций агрегат подносим к стене к тому месту, где собираемся повесить его. Если мы производим замену старого изделия на новое, следим, чтобы совпали центры пробок. Определившись с положением радиатора, выполняем на стене разметку точек крепления. Если изделие состоит менее чем из 6 секций, будет достаточно трёх кронштейнов, чтобы закрепить его. При большем количестве секций количество кронштейнов увеличиваем пропорционально.
- Необходимо рассчитать прочность стены – будет ли она в состоянии выдержать вес батареи. При необходимости изделие следует закрепить комбинированием настенного и напольного способов.
- При помощи дюбелей прикручиваем к стене кронштейны – после этого на них можно повесить наш радиатор.
- Дальнейший монтаж заключается в подводке батареи к магистрали – тщательно следим за герметичностью всех соединений. Каждую резьбу затягиваем при помощи динамометрического ключа для того, чтобы обеспечить строго определённое усилие. В противном случае могут возникнуть преждевременные протечки.
- После того, как монтаж всех радиаторов закончен, запускаем систему и следим за тем, нет ли течей в местах соединений. Если таковые обнаружены, необходимо остановить систему и устранить протечки теплоносителя.
Когда мы убедились, что система работает, все соединения выполнены герметично и все агрегаты нагреваются в правильном режиме, можем считать монтаж завершённым.
Заключение
Установка чугунных батарей отопления своими руками – очень трудоёмкий и ответственный процесс. Он требует аккуратности, внимательности и терпения. От того, насколько грамотно он выполнен, зависит эффективность работы системы отопления, а также защищённость от возникновения аварийных ситуаций.
Если вы не уверены в своих силах, стоит обратиться за помощью к квалифицированному мастеру.
Если же верите в себя – дерзайте и у вас всё получится!
openstroi.ru
Установка батарей отопления в квартире своими руками
Как бы вы ни назвали отопительные приборы, служащие обогревать ваши жилища, радиаторы, регистры отопления, стальные радиаторы, всё это объединяется в одно, знакомое для многих людей понятие — батареи. Когда задают вопрос о тепле в квартире, спрашивают: «У вас батареи тёплые или холодные?». Установка батарей отопления связана с особенностями российской отопительной системы в многоэтажных жилых домах. Установка может быть выполнена приглашенными мастерами или сделана своими руками.
Многообразие видов радиаторов
Особенности систем отопления
В собственных коттеджах — проще, там что построишь, тем и будешь отапливать. В домах с центральным обогревом необходимо подчиняться единым правилам.
Однотрубная система
Основная особенность поступления тепла в квартиры россиян – это однотрубная система обогрева квартир. К одной трубе, последовательно подключаются отопительные приборы. Это ведёт к тому, что для нагрева радиатора необходимо поступление большого количества горячей воды в определённый отрезок времени. Следует вывод, радиаторы должны быть надёжны. Они должны выдержать сильные перепады температур и давления. В однотрубной системе сложно регулировать количества тепла. Если вы изменяете рабочие характеристики одного прибора, изменяются и условия работы других отопительных приборов, подключенных последовательно. В системе постоянно должна быть вода, чтобы уберечь батареи от коррозии. Запускать тепло необходимо плавно, иначе могут возникнуть гидравлические удары. Гидравлические удары могут разрушить батарею отопления. Эти моменты мы наблюдаем тогда, когда городские теплосети начинают переходить на отопительный режим.
Двухтрубная система
А вот в других странах существует двухтрубная система. Это когда по одной трубе вода поступает, по другой уходит. Это гораздо удобнее. Но мы живём в другой действительности, поэтому будем рассматривать монтаж батарей отопления с точки зрения российской реалии. Предположим, что делаем подключение своими руками.
Варианты подключения
В зависимости от системы существуют два способа: последовательное подключение и параллельное подключение. В квартирах выбирать не приходится, там уже есть предложенная система. А вот в частном доме выбор зависит от того какие радиаторы вы хотите установить. Например, для алюминиевых и биметаллических лучше выбрать параллельный вариант, а чугунные лучше устанавливать последовательно, так улучшается теплоотдача.
Электрические батареи
В этих радиаторах носителем тепла является тен. Они работают по принципу электрической печи. В настоящее время такой вид батарей очень редко используется, так как достаточно дорогой в эксплуатации. Они потребляют большое количество электричества. Очень сушат воздух.
Батареи водяного отопления
К этому виду относятся чугунные отопительные приборы, конвекторные, стальные, панельные, биметаллические, алюминиевые, тепловые регистры.
При таком многообразии тепловых конструкций существуют различные способы их установки.
В большинстве квартир россиян в настоящее время установлены чугунные радиаторы или, если сдаётся новый дом, конвекторные стальные радиаторы с овальными оребренными трубками.
Чугунные батареи
Рассмотрим, как происходит замена батарей отопления, если радиаторы чугунные. Уже много лет для обогрева наших квартир применяется модель «МС-140». Всем нам хорошо знакомая. Достаточно прочная конструкция. Выдерживает опрессовочное давление до 15 атмосфер.
Красивая и стильная чугунная батареяМинусы и плюсы чугунных конструкций
Чугунные приборы обладают большой теплопроводностью, а также не вступают в реакцию с различными примесями, находящимися в теплоносителе. Известно, что в чугунных отопительных приборах можно использовать загрязненную воду. Эти конструкции меньше всего подвержены коррозии. Очень немаловажна цена чугунных батарей, она невысокая. Минусом этих тепловых приборов можно считать то, что чугун – достаточно хрупкий материал. Если неправильно эксплуатировать тепловую систему, они могут лопнуть, испытав гидравлический удар. Хотя этот недостаток относится к радиаторам старых советских конструкций. Современные батареи из чугуна имеют достаточно толстые стенки и такой удар им не страшен. К недостаткам чугунных приборов относятся сложность и достаточно высокая стоимость монтажа. Также чугунные батареи тяжёлые. Для облагораживания их внешнего вида, требуется закрыть радиаторы специальным экраном. После установки их необходимо покрасить. Словом, создать декор батареи отопления. Но ещё можно приобрести стильные чугунные батареи, такие своими руками не сделать.
Замена чугунных батарей
Замена и подключение может происходить в любое время года, но лучше выбрать период, когда отопление будет выключено. Начиная замену любых радиаторов водяного отопления, надо следовать определённой очерёдности.
Сначала надо определить, где низ и верх конструкции. В нижней части каждой секции выбиты значки. Поэтому определив низ, мы поймем, с какой стороны ставить правые, а с какой левые заглушки. Установка батареи отопления требует тщательной подготовки. А так как это вы делаете своими руками,то все надо продумать до начала работ.
Динамометрические ключи
Динамометрические ключиВам надо купить или взять напрокат динамометрические ключи. Наверное, не все знают, что это такое. Динамометрические ключи – это гаечные ключи для максимально точной затяжки резьбовых соединений. Для этого они оснащены динамометром. Эти ключи позволят вам докрутить и не перекрутить резьбовые соединения в отопительной системе.
Последовательность работ
- Перекрыть воду в системе. Лучше всего делать замену радиаторов в летний период. Летом нет постоянного давления воды. Но вода присутствует. Её надо «вытравить» с помощью насоса. Начиная монтаж, необходимо согласовать это с ЖЭКом.
- Перекрыть воду непосредственно около самого прибора.
- Слить воду из самого радиатора. Объем этой воды будет зависеть от его размеров.
- Демонтаж батареи.
- Раскрутить контргайки с помощью рычажного трубного ключа. Этот ключ используется для всех сантехнических работ.
- Если трубу нельзя открутить, то её можно обрезать с помощью трубореза. Резать трубу необходимо около контргайки.
- Снять старый радиатор с кронштейнов.
Делая подключение важно не перепутать подачу воды с обраткой.
В настоящее время можно приобрести чугунные приборы с любым количеством секций. По желанию лишние секции можно убрать.
Разборка
Если вы будете убирать секции, то отопительный прибор перед установкой рекомендуется разобрать. Это лучше всего делать с применением двух радиаторных ключей. Эти ключи вставляются в два ниппельных отверстия. Ниппели надо повернуть оба одновременно. Эту работу лучше делать вдвоём, чтобы избежать перекоса секций. Ниппели по краям радиатора снабжены различной резьбой — левой и правой. Радиаторные ключи вращают в сторону, противоположную резьбе. При левой – вправо и наоборот. Затем на ниппели наносят слой олифы и надевают прокладки. При помощи всё тех же радиаторных ключей ввинчиваем ниппели обратно. Крутим одновременно.
Опрессовка
После этого обязательно надо сделать опрессовку батареи. Это необходимо для того, чтобы убедиться, что ваши радиаторы не потекут. Опрессовка заключается в том, что прибор заполняется водой. Затем с помощью ручного или механического насоса поднимают давление. Поэтому если у чугунных батарей рабочее давление – 8-9 атмосфер, то опрессовочное – 15 атмосфер. Если конструкция выдерживает это давление, то она готова к эксплуатации. Давление определяют по манометру.
Но необязательно радиатор разбирать. Замена и подключение батарей отопления возможна сразу, если вас устраивает количество секций. Тем более вы это делаете без посторонней помощи, своими руками.
- Демонтируем старые кронштейны, если они вам не нравятся. Можно вешать отопительный прибор на старые крючки.
- Определяем место, где будет установлен радиатор.
- Наращиваем стояк или изменяем размещение патрубков стояка, если это необходимо. Это делается в том случае, когда новая батарея отопления имеет иное межосевое расстояние.
- Монтируем запорный шаровой кран.
- Навешиваем батарею на новые (или старые) кронштейны.
- Делаем опрессовку собранной системы отопления.
- Монтаж батареи отопления закончен.
Даже если вы вызвали специалиста, а не проделываете комплекс работ своими руками, знание как совершается установка, поможет вам контролировать процесс.
Кран Маевского
Кран МаевскогоВ чугунных приборах не всегда используют такое приспособление, как кран Маевского. В старых отопительных системах такого устройства не было. Этот кран выпускает воздушные пробки из батарей. Эти пробки возникают при длительном простое системы. Обычно при установке чугунных батарей воздушные пробки удаляются просто – сливают воду.
Лен
Для надежности при монтаже резьбовых соединений труб применяется лен. Его используют совместно с уплотнительной пастой. Такая паста имеет силиконовый или специальный термостойкий состав.
Декорирование
Внешний вид, особенно чугунных батарей, оставляет желать лучшего. Поэтому декор отопительных приборов очень важная часть монтажа. Декор можно продумать так, что ваш радиатор превратится в предмет интерьера, или, по крайней мере, будет незаметен. Например, можно покрасить отопительный прибор под цвет обоев, тогда он сольется с цветом стен. Или, наоборот, декор может быть совершенно отличным, выделенным, с эффектом росписи. Это очень подойдет для детской комнаты или для кухни. Такая роспись своими руками наверняка вызовет восторг у детей.
Так, может выглядеть ваш кухонный радиаторДекор можно сделать при помощи плотной и длинной портьеры, которая закроет неприглядный радиатор.
Штора и чугунный радиатор вместе составили стильную композициюВ качестве декора может выступать специальная панель, экран. Его можно установить на любой вид радиаторов отопления. Экран украсит комнату и старый или не очень красивый прибор будет выглядеть более стильно. Также экран защитит конструкцию от пыли.
Экран под деревоТакой экран можно купить. А можно сделать экран для батареи отопления самостоятельно. В качестве материала подойдёт ЛДСП. Выпиливаются листы, соразмерные с размером вашей батареи, которые соединяются между собой. В качестве соединения можно использовать уголки. Затем экран нужно оклеить декоративной плёнкой. Можно подобрать деревянную панель под цвет мебели только надо помнить, что в ней должны быть вентиляционные отверстия. Если их нет, то можно их сделать своими руками.
Экран может скрыть недостатки конструкцииВот такие советы хотелось бы дать вам по установке батарей дома. Если они вам помогут, мы будем рады. Тёплый дом — уютный дом!
domogreev.ru
Монтаж и замена чугунных батарей
Радиаторы являются важной частью любой системы отопления. В наше время существуют несколько главных видов отопительных батарей: стальные, алюминиевые, биметаллические, чугунные. Но вот уже более полувека на пике славы именно чугунные батареи. Не спешите их списывать, ведь они могут прожить в вашем доме «вторую жизнь». Сегодня мы поговорим о том, как разобрать чугунную батарею, помыть, покрасить и установить на место.
Чугунные радиаторы по праву называются «легендарными». Они были достаточно популярными в прошлом веке, а то и вовсе единственными, и использовались в сооружениях и зданиях различного вида и назначения. Ни одну квартиру советской эпохи нельзя представить без таких громоздких и горячих агрегатов.
Чугунные батареи были не просто отопительными приборами, они использовались не только для обогрева. Хозяйки приспосабливали их для сушки промокшей обуви и постиранного белья, нагрева холодных вещей и даже разморозки мяса. Современные радиаторы таким же количеством функций похвастаться вряд ли могут!
Большим преимуществом чугуна перед другими материалами является его свойство противостоять коррозии. При надлежащей эксплуатации такой радиатор может прослужить более 50 лет. Он обладает низким гидравлическим сопротивлением и высокой теплоотдачей. Исключительная надежность и простата эксплуатации является весомым преимуществом этих радиаторов.
Но главным и основным достоинством чугунных радиаторов является не их низкая цена и отменная теплоотдача, а их способность хорошо функционировать в независимости от качества теплоносителя и от того, сколько воды в чугунной батарее. Наши потребители при монтаже батарей нового поколения думают редко о том, что поступающая вода в батареи должна отвечать европейским нормам, чтобы быть для европейских радиаторов безвредной.
Наш теплоноситель уступает во многом применяемому теплоносителю в развитых странах. В отечественных теплоносителях настолько много различной «химии», поэтому он низкого качества, и из-за этого металлические батареи нового образца порой не выдерживают этого и поддаются разрушающей силе вредных веществ.
Результат будет следующий: батареи «рвутся» со всеми отсюда вытекающими последствиями. И все это происходит, когда меньше всего ждешь, как правило, в жуткие морозы! С такой проблемой бороться сложно, значит, необходимо не допустить этого, установив в доме чугунные радиаторы.Достоинства и недостатки чугунных радиаторов
Самое удивительное то, что не глядя на недостатки этого материала, установка чугунных батарей является не очень редким явлением. Такие радиаторы все еще пользуются огромной популярностью у наших соотечественников. Давайте выясним, почему:
Доступность. Чугунные радиаторы являются одним из самых недорогих видов радиаторов, которые представлены на рынке. Этим и обусловлена в большинстве своем такая преданность чугуну.Долгое сохранение теплоты. Чугун нагревается долго, но также долго накопленное тепло сберегается, поэтому даже если в помещении отключили систему отопления, сохраняется для человека оптимальная температура.Функциональность. В наше время хозяйки и дальше продолжают сушить белье на батареях. И все-таки как бы это смешно не выглядело, но такой способ дает возможность это сделать максимально быстро.Недостатки чугунных батарей заключаются в следующем:
Радиаторы довольно тяжелые. Такого вида радиаторы тяжело установить, потому что они тяжелые, поэтому монтажники в большинстве случаев работают бригадами, а не по одному, как это бывает часто при работе с биметаллом и алюминием. Поэтому на подключение чугунных батарей требуются соответствующие затраты.Значительная тепловая инерция. Достаточно долго нагреваются чугунные батареи, из-за этого еще некоторое время в доме после подключения системы будет прохладно.Непривлекательная внешность. По сравнению с прочими видами батарей, которые известны современному человеку, чугунные эстетично не выглядят, они не гладкие и более громоздкие.Необходимость специального ухода. Установка чугунного радиатора является не последним действием, которое предстоит сделать с батареями. После установки идет черед покраски батарей, чтобы не было коррозии.Подготовка к монтажу чугунных радиаторов
Пока еще неизвестно, сколько времени будет еще востребована установка чугунных радиаторов, но все-таки эти батареи являются рекордсменами по времени их применения, и пока не предвидится снижения уровня их популярности. Как утверждают специалисты, замена чугунных батарей нецелесообразна на какие-либо другие батареи, потому что чугун является более подходящим материалом для отопительных радиаторов.
Подготовительный этап к монтажу радиаторов включает выбор батарей и их закупку, покупку всех необходимых элементов (заглушки, кронштейны, кран Маевского, переходники). Перед тем как приступить к покупке последних деталей, выбираем батарею, потому что нередко к ней в комплекте идут кран и другие детали. Во время этого этапа производится установка кронштейнов, а также подготовка к установке батарей.
Процедура замены радиаторов нуждается в проведении некоторых подготовительных работ, что представляют собой перекрытие и слив со стояков отопления воды, а также демонтаж старого оборудования и их креплений. Также нужно иметь в виду, что при замене отопления (старых чугунных радиаторов) следует определиться со временем выполнения таких работ и договорится с необходимыми службами, чтобы они отключили в помещениях подачу горячей воды.
Монтаж чугунных радиаторов своими руками
Чугунные батареи отечественного производства в отличие от импортных приборов отопления нуждаются в обязательной протяжке межсекционных соединений, а также дополнительной покраске, предшествующей установке. С этих работ и принято начинать установку чугунного радиатора. А в конце вы можете установить для большей декоративности экран для чугунной батареи.Группирование секций радиатора
В соответствии с проектом первым этапом монтажа чугунных батарей является их разбивка на секции. Для этого закрепляют радиатор на верстаке и в ниппельные открытые отверстия вставляют два радиаторных ключа. Радиаторный ключ с одной стороны имеет для ручки ушко, а с другой стороны — плоскую отвертку, ширина которой дает возможность свободно ей проходить сквозь ниппельное отверстие и в их внутренние выступы упираться.
На соответствующую глубину в нижние и верхние ниппельные отверстия вставляют оба радиаторных ключа. Для того чтобы предотвратить перекос секций, необходимо ниппеля развернуть одновременно, поэтому такую операцию выполнять должны два человека. Ниппеля с разных сторон радиатора имеют разную резьбу, что, конечно, влияет на направление вращения подобного радиаторного ключа.
Если совершают отсоединение секций со стороны, где на ниппеле имеется левая резьба, ключ следует вращать вправо; если радиатор разбирается с правой стороны резьбы, то, соответственно, радиаторный ключ вращается влево. Группировку секций собственно начинают с того, что секции, которые будут соединять, укладывают на верстак и смазывают ниппель олифой. Далее надевают прокладки и производят ввинчивание ниппелей на 1-2 нитки резьбы.
Окончательно завертывание ниппелей выполняют с помощью обоих радиаторных ключей одновременно. Само направление вращения ключей зависит также от того, с какой стороны будут группироваться секции: ключ со стороны секции с левой резьбой вращается вправо, а со стороны секции с резьбой правой – влево.
Гидравлическое испытание радиатора
После группирования секций и соединения чугунной батареи стоит заняться гидравлическим испытанием собранного чугунного радиатора на специальном стенде. Подключается радиатор к гидравлическому прессу и заполняется водой, перед этим не забудьте выпустить весь воздух из прибора. В радиаторе под действием пресса создают нужное давление в пределах 4 — 8 кгс/см. кв.
Если во время испытания стрелка манометра начнет падать, это значит, что плохо свернуты секции, или у них возникли трещины. Необходимо в таком случае заменить бракованные секции или подтянуть ниппели радиаторными ключами. Небольшие трещины вы можете заделать эпоксидным клеем. Маленькую течь в местах, где соединяются секции, можно устранить при помощи замены прокладок.
Грунтовка и окраска радиатора
Затем можно переходить к покраске чугунной батареи. Первое, что нужно сделать перед покраской с радиатором, это с него удалить следы шелушащейся краски и коррозии. Далее необходимо подготовить поверхность. При помощи смывки удалите старую краску, а затем обработайте старательно наждачкой. Для такой цели используют специальную насадку на дрель, болгарку, щетку с металлическим ворсом.
Если уже на радиаторе имеются несколько слоев краски, может быть, следует избавиться от них, так как эти слои могут препятствовать нормальной теплоотдаче. Для этой цели нужно убрать краску термическим способом или применить различные химические средства. Если старая краска держится ровно, и нет тенденции к расслаиванию, вы можете наносить новую краску поверх предыдущей.
Также перед началом покраски чугунных батарей необходимо с них убрать всю пыль и произвести обезвреживание. Для такой цели необходимо взять обычный растворитель. Далее нужно всю поверхность радиатора обработать грунтовкой, которая подбирается так, чтобы характеристики ее по максимуму соответствовали характеристикам краски. Чаще всего покраска чугунных батарей выполняется специальной изогнутой кистью, предназначенной для радиаторов, так как внутренние поверхности секций прокрасить обычной кистью весьма затруднительно.Если окраска будет проводиться в вертикальном положении, нужно проделывать работы сверху вниз, чтобы не случилось образование потеков. После того, как высох слой грунтовки, можно приступить к окрашиванию батареи декоративной эмалью. Для радиаторов эмаль нужно выбирать специальную. В обратном случае вы рискуете тем, что краска начнет шелушиться, желтеть в самый разгар отопительного сезона.
К лакокрасочным материалам для чугунных батарей предъявляются следующие требования:
Устойчивость к воздействию довольно высоких температур (так называемый тепловой стандарт). Необходимо, чтобы краска выдерживала температуру радиатора, который нагревается до 80 градусов.Способность прекрасно противостоять коррозии металла.Отсутствие склонности к изменению цвета.На рынке в наше время для радиаторов существует множество различных эмалей, но наибольшим спросом пользуются акриловые из-за того, что при окраске батарей отсутствует токсичный запах, в отличие от алкидных эмалей. Такие краски при необходимости можно разводить водой, и при попадании на руки, одежду и другие места они прекрасно смываются. Кроме того, акриловые составы прекрасно выдерживают использование в условиях высоких температур, не трескаются, не шелушатся, не желтеют.
При окраске чугунных радиаторов помните, что не рекомендуется лакокрасочные покрытия наносить на горячую батарею, так как увеличивается риск того, что получатся неровные покрытия, а также усиливается резкий запах краски. Приступайте к малярным работам с верхней части батарей, потому что согласно закону всемирного тяготения стекающая краска может повредить нижний слой.
Сначала окрашиваются внутренние перекрытия радиаторов, а потом — наружные для того, чтобы избежать появления различных пятен на одежде и руках. Необходимо запомнить еще одно правило при покраске чугунных батарей: два тонких слоя краски намного лучше одного толстого слоя.
Установка чугунного радиатора
Обычно чугунные радиаторы устанавливают под окнами. При этом рекомендуется придерживаться определенных требований:
Необходимо, чтобы ребра радиатора были строго вертикальными.Отклонение центра радиатора не должно от центра оконного проема быть больше 2 сантиметров.Расстояние от верхней плоскости отопительного прибора до подоконника не должно превышать 5 сантиметров. Это нужно для удобства ремонта, демонтажа и ухода за прибором.Расстояние от пола до батареи должно составлять не менее 6 сантиметров, чтобы было удобно убирать пол под радиатором.Расстояние между радиатором и стеной определяется в зависимости от материала и толщины стен, а также от метода установки нагревательного прибора.Кроме того, запомните, что в одном помещении все нагревательные радиаторы необходимо устанавливать на одно уровне! Перед тем, как навесить нагревательные приборы, рекомендуем выполнить для кронштейнов разметку отверстий. Для такой цели необходимо изготовить специальный шаблон из тонкой фанеры, размеры которого должны несколько превышать размер чугунной батареи.
На самом шаблоне в местах, где крепятся кронштейны, на одной линии в нижних и верхних рядах условных секций просверливают отверстия. На один отопительный прибор количество кронштейнов определяется, исходя из следующего расчета: на каждый метр квадратный нагревательной поверхности должен приходиться один кронштейн. Далее шаблон устанавливают по отвесу на то место под окном, где необходимо будет установить чугунный радиатор.
На месте отверстий в стене пробивают гнезда шлямбуром, которые впоследствии просверливают, предварительно убрав шаблон. Размеры гнезд должны позволять кронштейны вставить на глубину не меньше 12 сантиметров и цементным раствором замуровать их. Чтобы обеспечить прочную фиксацию кронштейнов в цементном растворе, необходимо изготовить второй шаблон.
Этот шаблон делают из куска доски и стальной арматуры, потом вставляют в том месте, где выходят кронштейны из цементного раствора. Затем, как застыл цементный раствор, можно убрать шаблон. Применение такого шаблона дает возможность предотвратить искривление самих вставок кронштейнов после того, как застынет цементный раствор.
Соединение с системой отопления чугунных батарей выполняется при вывернутых заглушках посредством сгона. Все резьбовые соединения для лучшей герметичности необходимо уплотнить паклей. Далее открываем вентиль, для того чтобы батарея заполнилась водой.
Замена и прочистка чугунных батарей
Иногда с радиатора начинает капать вода, и тогда возникает вопрос, как устранить течь чугунной батареи. Для этого нужно сначала провести демонтаж батареи, приготовив рычажный трубный ключ нужного размера, чтобы открутить фланцы контргайки, или труборез, при помощи которого можно обрезать трубу возле контргайки, если невозможно ее открутить.
Радиатор после этого следует отсоединить от системы обогрева и снять его с кронштейна. Такую работу необходимо выполнять летом, пока не включено отопление. Зимой же в таком случае нужно весь дом оставить без отопления и, конечно же, спустить из системы всю воду. Процедура разборки-сборки чугунных радиаторов является процессом довольно трудоемким и требует необходимых навыков от исполнителя.
Зачастую бывает, что нужно поменять какую-нибудь одну секцию, или после продолжительной эксплуатации чугунный радиатор забивается ржавчиной, хотя он остается полностью пригодным. В этом случае необходимо его разобрать и промыть. Перед разборкой чугунной батареи нужно убедиться в наличии таких материалов и инструментов: трубный и батарейный ключ, болгарка, зубило с молотком, щетка для удаления ржавчины, паяльная лампа, прокладки, пакля, ниппели.
Дальше производится разборка чугунной батареи: сначала паяльной лампой нагреваются пробки на батареях, после чего они откручиваются. Далее аккуратно болгаркой между секциями радиатора режется ниппель, затем секции необходимо рассоединить. После этого необходимо выбить зубилом ниппель, при этом не повредив резьбу, которую потом нужно хорошо почистить.
На последнем этапе чугунные батареи группируют и собирают. Необходимо помнить, что с разных сторон радиатора ниппели имеют различное по направлению резьбовое соединение. Между секциями устанавливают прокладки и для более хорошей герметичности намазывают силиконом. После этого и нужно проводить промывку чугунных батарей внутри с помощью шланга.
Таким образом, практически во всех новых домах устанавливают радиаторы, которые созданы по последним технологиям. Чугун в современных реалиях кажется довольно тяжелым и слишком громоздким, поэтому весь мир переходит на более современные альтернативы. Конечно, это довольно важные доводы, но все-таки наша страна отличается от Европы и целого мира. И у нас целесообразнее устанавливать чугунные батареи.
otvali.ru
Монтаж батареи из чугуна: как сделать своими руками?
В самом начале хочется отметить что установка радиатора очень ответственная работа, последствия не правильной установки могут быть очень печальными, вода в системе отопления находится под давлением, если что-то пошло не так, зальёте соседей снизу, причём кипятком.
Я не пугаю, а предостерегаю, если делаете эту работу впервые, то желательно что бы рядом был профессионал.
В начале распаковываем новый чугунный радиатор.
Смотрим на комплектующие, практически ко всем новым современным чугунным батареям идёт один и тот же комплект.
В комплект
должно входить (если чего нет, то придётся докупать самостоятельно, хотя это редкий случай, обычно при покупке батарею комплектуют всем необходимым, кронштейны (обратите обычно три штуки, реже четыре), переходники с прокладками, 4-е штуки, кран Маевского 1-а штука.В комплекте нет кранов, приобретите отдельно (обычно трубы на стояке отопления диаметром 25 мм, краны такие же, что бы не "мудрить" с переходниками), установим их на входе и на выходе, это удобно, в следующий раз Вам не придётся сливать воду с отопления , достаточно перекрыть краны, да и мало ли что может случиться, если батарея даст течь, Вы сможете , перекрыв краны, работать над её (течи) устранением).
Если всё это есть приступаем.
В самом начале надо перекрыть воду и слить её из системы отопления (в зимний период это сделать будет сложно, обычно батареи меняют после отопительного сезона, или до).
Далее нам надо снять старую батарею.
Режем трубы "болгаркой", снимаем с батарею с крепления, убираем старые кронштейны.
Теперь настало время для разметки под новые кронштейны, нового радиатора.
Работа не сложная, но требует точности.
Если батарея под окном, то отметьте центр подоконника, эта же линия должна находиться в центре радиатора.
Далее от труб с помощью уровня, проводим ровную горизонтальную линию (от нижней трубы и от верхней).
Центр у нас отмечен, линии проведены, теперь размечаем расстояние от кронштейна до кронштейна (тут обратите внимание на то что обычно два кронштейна верху, один снизу). Нижний кронштейн по центру радиатора, верхние в стороне, примерно на предпоследних секциях.
Не забывайте что радиатор должен висеть строго в горизонте (без перекосов), расстояние от пола до нижнего уровня радиатора на менее 6- и см.
Теперь сверлим отверстия под кронштейны (обычно дюбеля идут на 12 мм).
Вкручиваем кронштейны, примеряем радиатор.
Всё нормально, идём дальше. Из комплекта достаём переходники, заглушку, кран Маевского и всё это закручиваем на радиатор (паковать лучше паклей, плюс краска, можно и фум, тут уже как Вам удобно, я чаще пользуюсь фомом).
Остаётся нарезать резьбы на отрезанной ранее трубе, "запаковать" и прикрутить "американки", подсоединиться з закрученным переходникам (3/4-е) купленными кранами (вход, выход) и дать воду.
Есть очень много тонкостей в этой работе, я описал основной порядок действий, а дальше уже надо смотреть по-месту, по-типу системы отопления (двухтрубная, однотрубная) и так далее.
И не забудьте, если будете работать с полипропиленом, что на отопление идёт армированная труба.
www.remotvet.ru