Пилорама своими руками в домашних условиях: дисковая, ленточная, шинная. Как сделать самому пилораму
Ленточная пилорама своими руками - инструкция, чертежи и видео
Если подсчитать, из каких составляющих складывается конечная стоимость пиломатериалов – цена древесины + обработка + перевозка до места назначения – то становится понятно, на чем можно сэкономить. Заготовки из древесины (доска, брус, рейки) – одни из самых используемых образцов в сфере строительства и ремонта.
Учитывая простоту работы с деревом, имеет смысл заниматься его «роспуском» непосредственно на участке. Достаточно лишь сделать пилораму. С типовыми чертежами, порядком изготовления своими руками ее ленточной модификации и некоторыми особенностями конструирования ознакомит эта статья.
Целесообразность такого решения станет еще очевиднее, если просмотреть на сайтах расценки на заводские пилорамы. В продаже они имеются, но вот стоимость установок такова, что приобрести какую-либо модель для использования в быту вряд ли большинство из нас захочет. В зависимости от серий (в рублях): «Кедр» – от 138 000 до 194 000, «Тайга» – от 116 890 до 172 400. И это еще сравнительно недорогие образцы. Дешевле только мини-станки (порядка 94 000), но вряд ли они удовлетворят все потребности хозяина частного дома в деревообработке.
Общие сведения об устройстве пилорамы ленточного типа
Модификаций оборудования данного типа существует несколько. Но если речь идет о сборке пилорамы своими руками, то выбор небольшой – вариант с фиксированным положением пилы и подвижной станиной (тележкой), на которой располагается заготовка. Именно она и перемещается в процессе деревообработки по специальным направляющим (рельсам). Все остальное – это усовершенствования, «сервисы», облегчающие труд персонала и обеспечивающие качество продукции. Например, мобильная пила.
Вот несколько несложных в изготовлении моделей самодельных ленточных пилорам.
Особенности конструирования
Габариты пилорамы определяются в зависимости от места ее расположения. Участки (придомовые, дачные или иные) отличаются планировкой, поэтому выбирать оптимальные размеры установки хозяину придется самостоятельно. Все чертежи, имеющиеся в доступе (специальная литература, интернет), могут служить лишь «ориентирами» – по соотношению отдельных частей, их линейным параметрам и так далее. Своими руками пилорама делается так, как удобнее работать именно в конкретном месте и с определенным видом сырья. В основном такое оборудование используется для роспуска бревен и обрезки досок.
Что учесть при проектировании пилорамы
Конструкция установки такого типа хороша тем, что ее можно постоянно дорабатывать и совершенствовать, более точно «подгоняя» ее характеристики и возможности под растущие потребности хозяина. К примеру, если она первоначально планировалась для роспуска бревен на доски, то вполне возможно, что через некоторое время встанет вопрос об организации собственного производства бруса.
Она собирается по блочно-модульной схеме, и при отсутствии практического опыта в изготовлении сложных механизмов, целесообразно начинать с простейших вариантов. Ленточную пилораму с ручным управлением впоследствии нетрудно оснастит элементами автоматизации (регулирование толщины реза, подача пилы, программатор и тому подобное). Именно поэтому далее – общие инструкции по составлению чертежей ленточной пилорамы и сборке. Автор настоятельно рекомендует соблюдать последовательность и первую в своей жизни установку монтировать по упрощенной схеме.
Существует множество модификаций ленточных пилорам. Первый вопрос – в какой плоскости предполагается вести рез? Это определяет расположение рабочего инструмента. Второй – однотипная ли продукция будет изготавливаться или придется использовать пилораму как устройство универсальное? Например, не только для роспуска лесоматериала на доски, но и для обрезки бревен на отдельные сегменты. Все это учитывается заранее. Желательно, чтобы раму, на которой крепится рабочая пила, можно было переустанавливать.
Бревна, которые распускаются на ленточной пилораме, характеризуются значительным весом. В процессе работы ее станина подвергается еще и динамическим нагрузкам. Главное внимание – устойчивости лентопильного оборудования. Это и качество реза, и безопасность обслуживающего персонала.
Изготовить ленточную пилораму – это полдела. Ее грамотная эксплуатация требует определенных навыков в настройке. Основной «подводный камень» – разводка и заточка пилы. Следует детально изучить данный вопрос!
Подготовительные мероприятия
Выбор места
Если есть подходящее помещение, то следует учесть, что его полезная площадь не должна быть менее 18 «квадратов». Этого достаточно, чтобы распускать на ленточной пилораме даже габаритные бревна.
В частном секторе редко кто может выделить под установку пустующее строение или хотя бы отсек. Как правило, деревообработкой приходится заниматься на улице. Вряд ли летящим по ветру опилкам и мелкой стружке соседи по смежным участкам станут аплодировать. Да и собственная территория довольно быстро окажется замусоренной. Вывод – после сборки ленточной пилорамы сразу же придется заниматься возведением ограждения сплошного типа. Например, из листов поликарбоната или многослойной фанеры.
Кроме того, придется заранее определиться, где будет организовано складирование готового пиломатериала. Следовательно, рядом с пилорамой должен быть еще хотя бы небольшой, но свободный участок земли.
Вот из этого и следует исходить при выборе рабочего места под оборудование.
Выбор материалов и комплектующих
Двигатель. Материалы.Инструменты и оборудование
Здесь коротко – без сварочного аппарата не обойтись. Применительно к пилораме болтовые соединения практиковать не стоит. Со временем так или иначе, но они разболтаются, а заниматься ежедневным контролем состояния и подтяжкой – перспектива не самая лучшая.
Чертежи пилорамы
Ниже представлены чертежи простой ленточной пилорамы, которые вы сможете легко адаптировать под свои условия и потребности, соблюдая пропорции и принципы работы:
Особенности сборки ленточной пилорамы
Алгоритм действий довольно простой. Сложность – в изготовлении (с подгонкой по размерам) составных частей.
Опорная платформа
По ней будет перемещаться тележка с пиломатериалом. Плюс к этому, к рельсам крепится рама, на которой располагается рабочий инструмент. Главные требования – надежность такой опоры и выравнивание в горизонтальной плоскости. На чем ее крепить – специально оборудованном фундаменте (например, столбчатом) или на стойках, вкопанных в грунт – решается на месте.
Тележка
О ее назначении уже сказано. Чтобы в процессе распиловки бревно находилось в фиксированном положении, передвижную станину следует оснастить «струбциной», которая и будет надежно прижимать заготовку к раме и не давать ей возможности сместиться. Соответственно, тележка должна иметь колесики, обеспечивающие ее подвижность.
Рама для пилы
Сложность – в обеспечении возможности изменения положения режущего инструмента. Если не будет механизма регулирования, то вся продукция получится калиброванной (одного типоразмера, хотя тот же брус используется следующих размеров). Существует несколько инженерных решений, поэтому с данным вопросом придется разбираться отдельно. Приводить что-то конкретное бессмысленно, не зная, о какой модификации пилорамы идет речь.
Общий порядок изготовления и особенности работы в статье отмечены. Автор рекомендует сначала определиться, для каких именно целей предполагается собирать ленточную пилораму. И только потом искать оптимальный вариант. Можно просто скопировать имеющиеся в доступе чертежи, и своими руками собрать установку иных размеров, соблюдая масштабирование. Или взять конкретную схему за основу, доработав (видоизменив) ее под собственные запросы.
Удачи в конструировании ленточной пилорамы!
woodguide.ru
Pilorama. Как самому сделать пилораму своими руками из подручных материалов. Чертежи и схемы изготовления различных конструкций самодельных пилорам с наглядными иллюстрациями и фото
Те устройства, которые имеются в продаже, безусловно, удобны и функциональны, но стоят такие пилорамы не мало, поэтому, если у Вас есть некоторый опыт работы с металлом и различными устройствами, то можно попробовать сделать пилораму самостоятельно.
Для создания пилорамы из бензопилы нужно два швеллера, высотой от 140 до 180 миллиметров и длиной около 8 метров. Также нам понадобятся уголки 50 на 100 миллиметров и две рельсы, их нужно перевернуть подошвой вверх. Создавая основу для пилорамы, по ее длине сверлим отверстия диаметром 14-16 миллиметров, отверстия должны располагаться на расстоянии 1-1,5 метра друг от друга. В работе потребуются стяжки, их число должно быть равно количеству отверстий, в качестве стяжек можно использовать отрезки водопроводной трубы.
Длина стяжки должна составлять 25 сантиметров, их соединяют при помощи болтов. Стойки изготавливаются из металлических угольников, на которые ставится основа для пилорамы. Изготавливая основу, нужно тщательно следить за тем, чтобы основа состояла из строго прямых элементов. Расстояние от крайних стоек до конца основы должно состоять от 80 до 100 сантиметров. Чтобы придать дополнительную жесткость конструкции, можно приварить специальные раскосы между стойками.
Первая половина работы сделана, далее изготавливаем подвижную тележку, в ее основу пойдет стальная плита длиной 600 миллиметров и толщиной от 4 до 6 сантиметров. К плите снизу приваривается уголок 40 на 40 миллиметров, а далее тележка ставится на подшипники или ролики. Вверху необходимо приварить два уголка, к которым прикрепляем бензопилу, с помощью которой будет происходить распил. Последним этапом изготавливаем конструкцию для фиксации бревна. Для этого нужны трубы 35-40 миллиметров в диаметре и подвижные шланги, которые располагаем с последующим закреплением на любой необходимой высоте, ограничиваясь длиной трубы.Инструкция как сделать пилораму своими руками
1 На шину пилы прикрепляют специальную рамку, которая сделана из металла. Толщина доски определяется зазором между рамкой и шиной. Самодельная пилорама служит не более трех месяцев, поскольку используются дешевые материалы. Они начинают выходить из строя.
2 За основу пилорамы берут рельсы из уголка, длина которого составляет 50 миллиметров. Устанавливают его стороной вверх. Большое внимание уделяется установке колесиков. Они не должны стираться об уголок. Чаще всего установку выполняют ребром угла вверх. В этом случае колесики не стираются. В качестве «шпал» используют профильную трубу размером 2
5х25 миллиметров. Между профильной трубкой приваривают полдюймовую трубу, на которой должны быть крепежи в виде ногтей. Крепежи должны свободно перемещаться и наклоняться. Зажим дерева должен действовать после того, как производится удар молотком по креплению. Зажим самозаклинивается.
3 Профильные трубки используются как рельсы. На выступах размещаются регулировочные болты, которые имеют размер М14х100 миллиметров. На профильные трубки устанавливаются «мостики». Именно на них будут укладываться бревна. Последние два «мостика» располагаются на расстоянии 50 сантиметров. Это необходимо для тог, чтобы удобно было размещать короткие заготовки.
4 Оригинальные шкивы имеют диаметр 30-32 сантиметров. Производится их стачивание на токарном станке. Надетый ремень после этой операции должен выступать на пару сантиметров. Корпуса шкивов привариваются к трубкам. Конструкция должна свободно перемещаться по горизонтальной направляющей, сделанной из полдюймовой трубы.
Она может фиксироваться болтами. Правый шкив должен автоматически натягиваться. Для этого нужно установить пружину от амортизатора. Левый же шкив должен фиксироваться. Однако он может перемещаться при изменении размера ленточной пилы. Шкивы устанавливаются параллельно. Однако для того, чтобы не слетала лента, они выполняются с наклоном в 3 градуса.Этот механизм должен быть только винтовой с двумя несущими винтами, соединенными с низкооборотистым двигателем подъема. Винт-гайки должны быть изготовлены из бронзы, а не из чугуна, который обладает повышенной хрупкостью и не подходит для этих целей. Винты должны быть закрыты защитными резиновыми гофрами.
В последнее время некоторые производители ленточнопильных станков используют в качестве механизма вертикального перемещения пильного агрегата (вместо винтов) автомобильные цепи, ссылаясь на простоту и надежность конструкции. Это не верно, так как в процессе работы цепи вытягиваются, что проводит к перекосу и заклиниванию пильного агрегата. Так же не подходят для этой цели троса, которые запутываются в механизме подъема.
Мотор-редуктор, который приводит в движение цепи или тросы со временем изнашивается, под тяжестью возникает его самопроизвольное вращение и постепенное опускание пильного агрегата, особенно от вибрации в процессе распиловки, результат - доска на выходе толще, чем на входе.
Сторонники цепного или тросового подъема пильного агрегата убеждают, что слабым местом винтового подъема является бронзовая гайка, которая со временем так же может износиться.
Но в процессе выбора между заменой отслужившего свой срок мотор-редуктора или заменой бронзовой гайки экономически более целесообразно заменить гайку, нежели дорогой, в основной массе импортный мотор-редуктор, который дороже в 10 раз.
Данная пилорама состоит из четырёх узлов: привод с пилой, устройство регулировки толщины бруска, устройство перемещения пильной установки, механизм крепления бревна.
Привод с пилой. Используя полотно от механической ножовки, можно сделать пилу длиной – 450 мм и шириной – 40 мм. Зубья можно нарезать диском шлифовальной машинки и развести, нагревая их горелкой. Нужная форма пиле придаётся на точиле.
Пила перемещается горизонтально в 4 –х закалённых роликах, закреплённых на стойках. Протяжённость стоек зависит от толщины бруса (на схеме 80 мм). Для придания жёсткости устанавливается пластина между стержнями. От двигателя мощностью 3квт и скоростью вращения 1500 об./мин. предаётся вращение на шкив вала маховика. Маховик масса которого 7 кг и диаметр 200 мм. Для получения хода пилы в 100 мм, с отступлением от центра 50 мм, в маховике закреплён палец, а к нему прикреплён шатун. А на пиле закреплён 2 – й конец шатуна. Смещение оси маховика относительно оси пилы 25 мм.
Устройство регулировки толщины бруска. Чтобы получить нужную толщину бруска поднимается или опускается основание, закреплённое четырьмя болтами М 14х2.Оно сдерживается гайками, приваренными к пластинам с согнутыми краями.
Двухмиллиметровый шаг винтов позволяет более точно вести регулировку толщины бруса. На всех винтах установлены звёздочки, которые связаны цепью. Можно использовать цепь от газораспределительного механизма ВАЗ 2101. При регулировке, цепь руками двигают в нужном направлении, тем самым вращая винты. Считая обороты по метке, на одной из звёздочек.
Это интересно: читайте другие наши статьи из строительной сферы: "Технология изготовления тротуарной плитки" и "Делаем шлакоблок своими руками".
Устройство перемещения пильной установки. По направляющим уголкам вдоль рамы перемещается пильная часть пилорамы. Расстояние между уголками 550 мм. На каждой стойке по 2 –а ролика. Верхний ролик опирается на направляющий уголок, нижний сдерживает пильную часть от подъёма. Ролики – это подшипники диаметром 20 мм. Вдоль передней направляющей размещена цепь. На ней же приварена втулка и через неё проходит ось звёздочки, которая входит в зацепление с цепью. С другой стороны оси закреплён штурвал. Вращая, который перемещаем пильную часть вдоль рамы.
Механизм крепления бревна. В пилораме бревно зажимается двумя гребёнками. Первая – подвижная перемещается винтом, вторая – не подвижная. После установки и фиксации бревна гребёнками, подвижная гребёнка зажимается 2 –я винтами.
При обработке бревна, срезаются сначала четыре горбыля, а потом четырёхгранный брус распиливают на бруски необходимого размера. Те устройства, которые имеются в продаже, безусловно, удобны и функциональны, но стоят такие пилорамы не мало, поэтому, если у Вас есть некоторый опыт работы с металлом и различными устройствами, то можно попробовать сделать пилораму самостоятельно. В данной статье приведен пример самодельной пилорамы с использованием частей от комбайна типа «Нива», например, шкивов. Токарных работ в процессе изготовления применяется мало.
Еще одна инструкция как сделать пилораму своими руками
1 На шину пилы прикрепляют специальную рамку, которая сделана из металла. Толщина доски определяется зазором между рамкой и шиной. Самодельная пилорама служит не более трех месяцев, поскольку используются дешевые материалы. Они начинают выходить из строя.
2 За основу пилорамы берут рельсы из уголка, длина которого составляет 50 миллиметров. Устанавливают его стороной вверх. Большое внимание уделяется установке колесиков. Они не должны стираться об уголок. Чаще всего установку выполняют ребром угла вверх. В этом случае колесики не стираются. В качестве «шпал» используют профильную трубу размером 25х25 миллиметров. Между профильной трубкой приваривают полдюймовую трубу, на которой должны быть крепежи бревна в виде ногтей. Крепежи должны свободно перемещаться и наклоняться. Зажим дерева должен действовать после того, как производится удар молотком по креплению. Зажим самозаклинивается.
3 Профильные трубки используются как рельсы. На выступах размещаются регулировочные болты, которые имеют размер М14х100 миллиметров. На профильные трубки устанавливаются «мостики». Именно на них будут укладываться бревна. Последние два «мостика» располагаются на расстоянии 50 сантиметров. Это необходимо для тог, чтобы удобно было размещать короткие заготовки.
4 Оригинальные шкивы имеют диаметр 30-32 сантиметров. Производится их стачивание на токарном станке. Надетый ремень после этой операции должен выступать на пару сантиметров. Корпуса шкивов привариваются к трубкам. Конструкция должна свободно перемещаться по горизонтальной направляющей, сделанной из полдюймовой трубы. Она может фиксироваться болтами. Правый шкив должен автоматически натягиваться. Для этого нужно установить пружину от амортизатора. Левый же шкив должен фиксироваться. Однако он может перемещаться при изменении размера ленточной пилы. Шкивы устанавливаются параллельно. Однако для того, чтобы не слетала лента, они выполняются с наклоном в 3 градуса.
Механизм передвижения пилы пилорамы. Пильная часть пилорамы перемещается вдоль рамы по направляющим уголкам 13 (план-схема 2), расстояние между которыми 550 мм. Каждая стойка 14 имеет два ролика 12 (план-схема 2). Верхний ролик опирается на направляющий уголок, а нижний удерживает пильную часть пилорамы от подъёма. В качестве роликов использованы подшипники диаметром 20 мм.
Вдоль лицевой направляющей закреплена цепь 5 (план-схема 1). На передней стойке приварена втулку 16, через которую пропущена ось звездочки 17 (план-схема 2), эта звездочка входит в зацепление с цепью. На другом конце оси закреплен штурвал 15. Вращением этого штурвала, пильная часть передвигается вдоль рамы. Можно обойтись и без штурвала - об этом ниже.
Устройство крепления бревна. Брёвна в пилораме фиксируются двумя гребёнками 7 и 9 (план-схема 1). Первая из них - подвижная и перемещается с помощью винта 8, а вторая - неподвижная. После того как бревно установлено и зажато гребёнками, подвижная гребёнка фиксируется двумя винтами.
При распиливании бревна сначала срезаются четыре горбыля, а затем получившийся четырёхкантный брус распускается на доски или бруски нужного размера.
Для удобства загрузки больших бревен, пилораму можно сделать без ножек, при этом передвигать пильную часть можно толкая её перед собой, что упростит конструкцию т.к. не нужно делать штурвал. Чтобы было удобнее толкать, лучше дополнительно сделать ручки.
Механизм регулировки толщины получаемой доски. Чтобы получить при распиливании нужную толщину доски, опускается или поднимается основание 6 (план-схема 2), которое закреплено на четырёх винтах с резьбой М14х2. Основание удерживается гайками 18, приваренными к пластинам 4 (рисунок ниже), края которых согнуты. Сверху основания находятся контргайки, которые затягиваются после настройки пилорамы на нужную толщину распиливаемых досок. Шаг винтов в 2 мм упрощает подсчёт оборотов при получении нужной толщины доски. На каждом винте установлена звездочка 20 (план-схема 2), эти звездочки связаны цепью. Использовались звездочки и цепи от газораспределительного механизма автомобиля ВАЗ 2101. При регулировке цепь берется двумя руками и двигается в нужную сторону, тем самым, вращая винты основания. При этом считаются обороты по метке, сделанной на одной из звездочек.
Несомненно, пилорама - это необходимое оборудование для каждого человека, который работает с деревом, а также для всех, кто в ближайшем будущем планирует самостоятельно построить деревянный дом. Но изготовленная в заводских условиях пилорама - удовольствие не из дешевых, и покупать ее целесообразно тем, кто занимается подготовкой лесоматериалов на профессиональном уровне, для кого это является средством заработка денег. Если же вы не относитесь к этой категории бизнесменов, но пилорама вам, тем не менее, требуется, то отличным выходом для вас является самодельная пилорама. При этом пилорама своими руками не потребует от вас большого вложения средств - по крайней мере, стоить она будет меньше, чем та, которую можно купить в магазине.
О том, как еще сделать пилораму своими руками, можно узнать из следующего описания.
Для того чтобы сделать пилораму своими руками вам понадобятся 2 швеллера, высота которых составляет 140-180 мм, а длина - 8 метров. Прекрасно подойдут для изготовления основы для самодельной пилорамы уголки 50х100 мм и два рельса, перевернутые вверх подошвой. При этом важно следить за тем, чтобы в основе были только строго прямые элементы. Затем по длине основы надо просверлить отверстия на расстоянии 1 -1,5 метров друг от друга. Диаметр отверстий должен составлять 14-16 мм, а расстояние между двумя соседними отверстиями - ровными по всей длине основы. Далее приготовим стяжки.
Количество их должно быть равным количеству получившихся отверстий, в качестве заготовки подойдут отрезки водопроводной трубы ¾. Длина каждой стяжки должна составлять 25 сантиметров. Соединения стяжек производятся с помощью шпилек или болтов. Собранную таким образом основу ставят на стойки, которые можно сварить из металлических угольников или двутавров. Количество стоек зависит от длины полученной основы. Так, например, пилорама, чертеж и порядок изготовления которой здесь описывается, имеет 4 стойки. Расстояние от концов основы до крайних стоек должно составлять примерно 80-100 см. Между стойками необходимо приварить или прикрепить с помощью винтов специальные раскосы - это придаст основе самодельной пилорамы необходимую жесткость, не позволяя ей прогибаться под тяжестью бревна.
И еще один совет для тех, кто решил построить пилораму своими руками: сборку ее лучше всего производить прямо на том месте, где она будет потом работать. Дело в том, что вес ее достаточно велик, и перевозить ее на другое место без необходимости разбирать всю конструкцию будет очень проблематично. А при сборке ее на месте непосредственной работы можно для устойчивости вкопать стойки в землю.
После сборки основы и установки ее на стойки, необходимо приступить к следующему этапу - изготовлению подвижной тележки.
В основу этой тележки может лечь плита из стали, размеры которой составляют 4-6 смх600 мм (толщина, длина). Что касается ширины этой плиты, то все зависит от расстояния между швеллерами основы - по ширине плита должна примерно на 10 мм выходить за пределы швеллера с каждой стороны. Снизу к плите приваривается или прикрепляется другим способом упор - уголок 40х40 мм, после чего тележка ставится на подшипники или ролики, которые будут обеспечивать ей свободное движение вдоль основы.
Сверху на тележку также необходимо приварить 2 уголка - это требуется для того, чтобы прикрепить на нее электромотор, с помощью которого пилорама будет выполнять свои функции. Перемещение тележки с дисковой пилой и электродвигателем происходит с помощью штурвала и цепи от обычного комбайна. Для зажима обрабатываемого бревна нужно сделать конструкцию, которая будет состоять из труб диаметром 35-40 мм и подвижных штанг, которые можно будет закрепить на любой необходимой высоте в пределах длины трубы.
При выборе пилы и электродвигателя для пилорамы данной конструкции лучше всего отдать предпочтение дисковой пиле диаметром 1 метр и электромотору мощностью 10кВт. Работа на пилораме данной конструкции отличается легкостью - вам достаточно положить бревно, закрепить его с помощью штанги и перемещать, поворачивая штурвал. В данной конструкции пилорамы подвижная тележка может перемещаться в обе стороны.
Для того чтобы разрез бревна, сделанный с помощью пилы, был ровным, необходимо только следить за тем, чтобы пила была достаточно острой. Естественно, соблюдение правил безопасности при работе с пилорамой - одно из условий первостепенной важности, которое должно соблюдаться, независимо от того, изготовили ли вы пилораму своими руками или приобрели в магазине. Изготовление пилорамы своими руками, как вы видите, - дело совсем не сложное, для этого вовсе не обязательно быть асом в машиностроении, достаточно лишь обладать умелыми руками. А сэкономленные средства вы можете пустить на отделку собственного деревянного дома.
crovlya-krisha.blogspot.com
Как сделать пилораму в домашних условиях
При проведении строительных или плотницких работ всегда необходимы пиломатериалы. Это могут быть доски различного предназначения, брус для фундамента и перекрытий, детали строительных конструкций.
Чтобы иметь достаточный запас необходимых материалов, придется часто распиливать необработанные бревна. Конечно же, можно купить уже готовую продукцию, но финансовые затраты увеличатся в несколько раз.
Пилорама заводского изготовления тоже стоит недешево. Однако можно изготовить вполне функциональную пилораму своими руками в домашних условиях, причем расходы будут значительно меньше.
Разновидности
В зависимости от конструкции рабочей части, самодельную пилораму изготавливают трех типов:
- дисковая пилорама;
- ленточная;
- шинная.
Рассмотрим подробнее каждую из них.
Дисковая установка
Среди самодельных устройств чаще всего встречаются именно дисковые пилорамы. Они получили широкую популярность, благодаря своей многофункциональности и простоте сборки.
Более всего подходят для проведения единоразовых строительных работ либо для малого бизнеса, не предполагающего больших объемов производства. Основой данной конструкции является дисковая пила, устанавливаемая на электрическом двигателе либо на шпинделе.
В большинстве случаев изготавливается так называемая «циркулярка» — прочное основание в виде стола, на котором закрепляется двигатель и вал с дисковой пилой.
Основание изготавливается из деревянных или металлических частей, которые фиксируются в положении крест — накрест и закрепляются с помощью доски подходящего размера. Поверх доски с помощью болтов крепятся металлические пластины.
В получившейся плите необходимо оставить прорезь для пилы и отверстия для крепления двигателя. Отверстия необходимо дополнительно раззенковать и после этого скрепить с помощью винтов.
Пила должна быть установлена строго посередине получившейся конструкции. Верхняя плита соединяется с основой винтами, в отверстии между плитами фиксируется вкладыш для диска. Последней крепится упорная планка.
Обратите внимание: при сборке пилорамы пристальное внимание следует уделять надежности крепления всех элементов конструкции. Ненадежно закрепленное полотно пилы представляет собой серьезную угрозу для здоровья и жизни человека.
С помощью самодельной дисковой пилорамы можно сделать брус, рейки разного размера и шпон. Скорость вращения пилы достаточна, чтобы получить качественную продукцию с ровными краями и срезами.
Ленточного типа
Установки с использованием ленточных пил применяются на производстве пиломатериалов в промышленных объемах.
Частные производства в большинстве случаев оснащаются самодельными пилорамами, изготовленные на основе чертежей заводских агрегатов. Главное преимущество таких устройств заключается в возможности быстрого распила крупных бревен общим весом до трехсот килограмм.
Изготовление ленточной пилорамы требует специальной подготовки и наличия достаточно большого количества различных стройматериалов:
- трубы различного размера и диаметра;
- металлические уголки для монтажа рельсовой системы;
- швеллер;
- шкивы;
- профильные трубы для шпал.
Кроме этого, потребуются инструменты для работы с металлом — аппарат для сварки, электродрель, болгарка и набор крепежных элементов (болты, гайки, шурупы).
Работы по изготовлению устройства начинаются с монтажа неподвижной части — станины. Форма этой конструкции напоминает букву «П», материалом служат два швеллера или уголка 50X100 мм.
Стандартная длина швеллера составляет 8 – 9 метров, высота не менее 14 см. После монтажа станины в ней просверливаются отверстия, промежутки между которыми должны быть не менее одного метра.
После необходимо стянуть швеллеры трубами длиной 25 см, крепление производится с помощью болтов нужного размера и шпилек. После этого монтируются стойки, на которых будет закреплена пилорама. Для повышения устойчивости конструкцию дополнительно укрепляют нужным количеством раскосов.
Далее следует собрать мобильную часть конструкции — тележку. Для этого используется стальная плита толщиной 40мм. Движение обеспечивает электродвигатель соответствующей мощности (как правило, 10 кВт).
Важно знать: пропорции всех деталей должны совпадать, для пилорамы длиной 9 метров необходима пила размером не менее метра.
К тележке крепится пила, сбоку устанавливается штурвал для управления работой агрегата. Фиксаторы изготавливаются из труб диаметром не более 40 мм, внутрь устанавливаются подвижные шланги. Сверху на трубы устанавливаются прижимы из металлических уголков.
В последнюю очередь устанавливается полотно пилы и двигатель. Постройку конструкции лучше всего производить непосредственно на месте будущих работ, так как общий вес ленточной пилорамы весьма велик.
Шинная (логосоль)
Самодельный агрегат кардинально отличается от других видов пилорам своим устройством.
Главной задачей является продольная распиловка бревен, изготовление высококачественного шпона и реек. Многочисленные видео в сети дают исчерпывающую информацию обо всех этапах монтажа шинной пилорамы.
Такой тип пилорам используется на небольших производствах для изготовления мини заготовок нестандартной формы и размера. В самодельных агрегатах в качестве рабочей части используется полотно от бензопилы подходящего размера.
Конструкция состоит из профиля, рабочая высота которого составляет чуть более метра. Бензопила перемещается с помощью тележки.
Точная высота рассчитывается с учетом роста рабочего, дабы избежать длительного пребывания в неудобной позе. На основной профиль укладывается бревно, пила перемещается и производит распиловку по заранее установленным параметрам.
Главное условие, необходимое для качественной работы таких устройств — достаточный вес и жесткость основного профиля, а также наличие необходимого количества опор. Для получения ровной линии распила необходимо наличие как минимум четырех устойчивых колес и ручного привода.
Оптимальным будет использование воротка колодца с приводным колесом. Для регулировки толщины изделия устанавливаются домкраты жесткой фиксации.
Самостоятельное изготовление пилорамы любого типа — трудоемкий и сложный процесс. Целесообразна ли трата времени и средств, каждый решает сам. В любом случае при монтаже агрегата любого типа нельзя забывать о технике безопасности.
Травмы во время работ с деревом получают часто, а самодельное оборудование, собранное недостаточно качественно, представляет опасность для владельца.
Как дешево сделать пилораму своими руками, смотрите в следующем видео:
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!Вконтакте
Google+
Мой мир
6sotok-dom.com
Как сделать ленточную пилораму самому: устройство, материалы, монтаж (видео)
При строительстве или ремонте дачи или загородного дома работы с применением такого материала, как древесина, обычно занимают главное место. При этом размер доски или бруса, которые могут понадобиться на следующем этапе таких работ, предсказать почти невозможно. Место же, где их можно приобрести, редко находится в шаговой доступности, так что услуги такого агрегата, как пилорама, на которой можно изготавливать пиломатериалы любого размера по мере надобности, становятся жизненной необходимостью.
Ленточная пилорама необходима для изготовления пиломатериалов любых размеров и форм.
Намного проще и дешевле покупать бревна и самому распускать их на детали, которые будут нужны. Однако ленточная пилорама фабричного производства стоит немалых денег, как и аналогичная дисковая пилорама. Их покупка становится рентабельной только в случае производства пиломатериалов на продажу. Если же использовать такой агрегат планируется только для личных потребностей, то намного выгоднее сделать пилораму самому.
При этом сделать дисковую пилораму несколько проще, но работа на ней более трудоемка и на ней удобнее всего изготавливать рейки и брусья. Для того чтобы распускать бревно на доски, ленточная пилорама конструктивно приспособлена лучше всего, а доски по объему использования в доме занимают первое место. Сделать ленточную пилораму самому можно из подручных материалов, которые нетрудно найти в сельской местности. Для этого понадобится сварочный аппарат, электродрель и услуги токарного и фрезерного станков. С их помощью собирается вполне работоспособная пилорама для личных нужд.
Устройство ленточной пилорамы
Схема ленточной пилорамы.
Если дисковая пилорама имеет неподвижный пилящий диск, а перемещать к нему нужно дерево, то пилорама ленточная сама движется в горизонтальной плоскости вдоль неподвижного дерева по направляющим. Пилящая лента устанавливается на ведущий и ведомый шкивы и натягивается с усилием, что обеспечивает ровную линию распила. Конструкция этого агрегата основана на принципе отдельных блоков, которые можно дополнять и наращивать. На простое базовое устройство с ручным принципом подачи материала можно ставить различные дополнительные механизмы, вплоть до электронной системы управления, не требующей участия человека в процессе. Ленточная пилорама в основе своей состоит из таких частей, как:
- Рама, имеющая две направляющих для движения пилящей ленты.
- Механизм с механическим, пружинным или гидравлическим приводом, с помощью которого пилящая лента натягивается.
- Держатель для пилящей ленты.
- Винтовой подъемный механизм для пилящей ленты.
- Колеса ведущее и ведомое, одно из которых закреплено неподвижно, а второе — перемещается.
- Ременная передача с клиньями.
- Электродвигатель мощностью не менее 15 кВт или бензиновый двигатель аналогичной мощности.
- Эксцентрики для фиксации бревна.
- Бак с краником для смачивающей жидкости.
- Рельсовая дорожка для перемещения конструкции.
Кроме того, необходимы ограждающие кожухи и упоры для безопасной работы и планки с делениями для регулировки и настройки. Само бревно кладется между двух направляющих и жестко фиксируется, а толщина доски определяется вручную подъемом ленты над уровнем неподвижных направляющих с помощью подъемного механизма.
Вернуться к оглавлению
Материалы для изготовления ленточной пилорамы
Чертеж изготовления ленточной пилорамы.
Чтобы собрать ленточную пилораму самому, нужно прежде всего подобрать подходящие материалы для ее монтажа. В качестве направляющих, по которым будет двигаться конструкция, используется П-образный швеллер. Шпалы нарезаются из металлической водопроводной трубы диаметром 25 мм. Шкивы можно снять со старого комбайна, они должны иметь диаметр не менее 300 мм. Такие как раз имелись на комбайнах марки «Нива». Их придется немного сточить на токарном станке до такой степени, чтобы натяжной ремень немного выступал над краем шкива. Направляющие для крепления бревна вполне могут быть изготовлены из железной трубы-полдюймовки. Механизм для натягивания пилящей ленты прекрасно делается из пружины от мотоциклетного амортизатора. Рама собирается из железного уголка или швеллера. В качестве зажимов для фиксации бревна можно поставить подвижные упоры.
Саму пилящую ленту лучше всего приобрести фирменную, предназначенную для ленточной пилорамы, поскольку от нее напрямую зависит не только производительность агрегата, но и безопасность того, кто будет на ней работать. Желательно, чтобы ее ширина не превышала 60 мм. Электромотор можно снять где угодно, главное, чтобы его мощность была не менее, а лучше более 15 кВт. Бензиновый двигатель от мотоцикла или мопеда может его заменить. В качестве бачка для смачивающей жидкости идеально подойдет переносной баллон для сжиженного газа, в который врезается краник.
Вернуться к оглавлению
Как сделать ленточную пилораму своими руками?
Схема регулировки пилорамы.
Монтаж конструкции нужно производить в подходящем помещении. Чтобы с бревнами было удобно работать, площадь пространства должна быть не менее 18 кв.м. Желательно, чтобы размеры помещения были не менее чем 6 х 3 м.
Вдоль помещения кладутся два швеллера, и в них сверлятся через каждые 100-150 см отверстия диаметром 15 мм. Из водопроводной трубы делаются шпалы длиной 25 см и крепятся с помощью болтов. Собранная станина ставится на стойки, сваренные или свинченные на болтах из швеллера или уголка. при этом число стоек зависит от длины станины. На станину в 6 м необходимо не менее 4 стоек. Крайние стойки должны быть примерно в 80 см от концов направляющих. Чтобы вся станина стояла горизонтально, а опоры не уходили в землю, под них подкладываются доски.
Подвижная платформа делается из уголка со стороной 50 мм, который сгибается в четырехугольную раму. В нее крест-накрест вставляются ребра жесткости из такого же уголка, и платформа накрывается железным листом толщиной 5 мм. Длина платформы должна быть 60-70 см, а ширина на 10 см шире станины. К платформе снизу крепятся ролики или подшипники, которые обеспечивают ее движение вдоль направляющих. Положение платформы фиксируют зажимные пластины. К нижней плоскости платформы крепится упор из уголка, благодаря которому платформа может перемещаться. На платформе из уголка собирается рама, в которой устанавливается электродвигатель.
Схема подключения электромотора пилорамы.
Такая пилорама имеет раму из швеллера длиной 150 см, которую можно собрать на болтах. Даже если она будет немного «играть», то это не существенно. На одном ее торце неподвижно крепится ведущий пильный шкив, а на другом — ведомый, который имеет возможность продольно перемещаться. Поскольку они сточены так, чтобы ремень выступал над краем как раз на высоту зуба, то развод зубьев не нарушается. На ползуне ведомого шкива крепится один замок, а другой — на передней балке ленточного станка. Они позволяют снимать и устанавливать пилящую ленту. Со всех краев направляющих крепятся боковые звездочки, у которых монтируется втулка, а в нее продевается цепь, с помощью которой передвигается платформа. Ее можно снять с того же комбайна, что и шкивы.
Бревно, которое будет распиливаться, кладется на направляющие из полудюймовой водопроводной трубы, на которую надета более широкая труба. Подвижные штанги, вставленные в них, позволяют выставить бревно на нужную высоту и фиксируются с помощью винта.
Поверх штанги монтируют прижимные механизмы протяженностью 15-20 мм с винтовыми зажимами. Чтобы летящие во все стороны опилки не налипали на шкивы и пилящую ленту, периодически рабочая зона должна смачиваться жидкостью. Бачок с ней располагают на самом верху конструкции, и жидкость подается с помощью краника.
Вернуться к оглавлению
Преимущества самодельной пилорамы
Сборка минипилорамы.
Несмотря на импровизированную конструкцию, самодельная ленточная пилорама имеет ряд преимуществ перед моделью промышленного производства. Поскольку владелец делал ее сам, то пилорама отвечает его конкретным нуждам и запросам. Вплоть до того, что система подачи материала и управление могут быть сориентированы в зеркальном отражении, если работать на ней будет левша. К тому же ленточную пилораму, сделанную на месте своими силами, как правило, делают максимально разборной. Такая пилорама мобильнее заводской, ее можно перевозить менее тяжелым грузовиком или даже пикапом.
Самодельная пилорама может иметь взаимозаменяемые детали конструкции, которые позволят максимально удобно работать с материалами определенного вида. Такими могут быть практически все детали, если есть материалы для их изготовления. Потраченные на такую пилораму время и средства быстро окупятся. Работать она может не хуже фирменной.
А поскольку она сделана своими руками, ремонтировать и обслуживать эту пилораму намного проще и дешевле.
И главное, что работа на ней приносит моральное удовлетворение. Ведь самодельная пилорама сэкономила владельцу весьма солидные деньги.
moiinstrumenty.ru
как сделать пилораму в домашних условиях из бензопилы (чертежи, видео)
Существует большое количество различных пилорам, основным рабочим инструментом которых являются бензопилы. Такие конструкции в немалом разнообразии продают в собранном виде на строительных рынках. Но при желании можно смастерить вполне достойный вариант на даче своими руками. Далее о том, как сделать пилораму из бензопилы в домашних условиях (прилагаются чертежи и видео и инструкция).
Виды самодельных пилорам из обычной бензопилы
Простейший тип пилорамы зачастую представляет собой роликовую тележку, которая вручную передвигается по проложенному рельсовому пути. Непосредственно для работы с древесиной служит бензопила.
В зависимости от конструктивных особенностей бензопилы бывают следующих типов:
- Цепные. Прекрасно подходят для распила круглого древесного материала. В основе этой конструкции лежит работа пильной цепи, которая после распила оставляет достаточно много опилок, что считается основным недостатком подобного типа устройства. Зато цепная пилорама очень надежна, долговечна и отличается высокой производительностью.
- Ленточные. Подходит для распила бревен достаточно большого диаметра. Опасность работ на такой пилораме заключается в том, что во время распила древесины от нее на дальнее расстояние отлетают опилки. Ликвидировать эту неприятность можно, подсоединив воздуховод к стружкоотсосу.
Для работы в домашних условиях обычно подобные пилорамы не используются, поскольку это нецелесообразно ввиду недостаточных объемов лесозаготовки. Зато изготовленный своими руками небольшой станок (компактная модель) будет куда более удобен в работе и практичен, поскольку его можно перемещать на другое место.
Выбор подходящего для конструкции места
Место для установки будущей конструкции должно быть выбрано очень тщательно. Это может быть как закрытое помещение (к примеру, пустующий ангар, гараж и пр.), так и открытая площадка под навесом. Все будет зависеть от назначения пилорамы и требований к ней.
Участок под основание пилорамы должен быть выбран такой, чтобы конструкция стояла устойчиво и была, соответственно, безопасна в работе.
Совет. Если пилорама будет устанавливаться внутри какого-либо помещения, важно позаботиться в этом случае о качественной вентиляции для доступа свежего воздуха после работы с деревом.
Если древесина после обработки будет храниться в том же помещении, где была обработана, следует учесть уровень влажности места. В случае если обработанное дерево будет использоваться по назначению сразу после обработки, вопрос относительно уровня влажности в помещении сразу отпадает.
Строительные работы
Строительство пилорамы в домашних условиях – процесс несложный, но требующий относительной сноровки и внимательности. Далее представлен пошаговый процесс.
Крепеж основания
Первым делом следует выбрать подходящий чертеж основания пилорамы и все необходимые для работы материалы: 2 швеллера, 2 рельсы, уголки, трубы диаметром около 40 мм, стальную плиту, бензопилу.Процесс создания основания начинается со сборки уголков и рельс, перевернутых подошвой вверх. Установка должна быть осуществлена строго параллельно полу, поэтому обязательно используйте строительный уровень.
После этого можно приступать к созданию стяжек для укрепления конструкции. В полуготовом основании делают отверстия диаметром около 1,5 см на расстоянии 1,5 м друг от друга. В готовые отверстия устанавливаются стяжки и закрепляются болтами.
С помощью угольников из металла создаются стойки, которые следует использовать в качестве подставки под основу. Расстояние между основой и крайними стойками должно составлять около 1 м. Для увеличения жесткости конструкции можно установить несколько ребер жесткости.
Совет. Готовые части основания должны соединяться между собой с использованием в качестве ориентира строительного уровня.
Внутри рельсового пути сделайте несколько разметок, на которые будет установлен крепеж для древесины. Его можно сделать из обычной металлической рамы, закрепленной по краям особыми зажимами. Лучше всего использовать концевые либо частичные, но не круговые, поскольку шина с цепью не смогут полноценно выполнять свои функции.
Монтаж подвижной части
Можно приступать к сборке подвижной части основания. Это — одна из самых главных частей самодельной пилорамы. Она обычно представлена в виде специальной рамы с закрепленными на ее нижней части роликами на полозьях.
На раме устанавливаются специальные крепежи, которые будут служить фиксаторами для распиливаемого материала. Важно подобрать такой крепеж, чтобы можно было делать как горизонтальную, так и вертикальную распиловку древесины. Для этого один из крепежей устанавливается строго вертикально, другой – на одной из боковых сторон рамы.
Крепежи можно использовать либо готовые, либо смастерить их самостоятельно из металлических пластин в виде обхватов. Обязательно положите резиновые прокладки между крепежами и корпусом бензопилы, чтобы защитить ее от возможных повреждений в процессе работы.
Полезные советы
Чтобы работа на созданной своими руками пилораме была не только эффективной, но и безопасной, а также комфортной, необходимо соблюдать простые правила и помнить о некоторых тонкостях эксплуатации:
- Работать с пилорамой следует в специальных средствах защиты. Необходимо надеть рукавицы, халат, защитные очки. Можно сделать дополнительную защиту также для подвижной рамки. Для этих целей подойдет акрил или пластик. Правильно сделанные щитки помогут защитить при работе от острых зубьев пилы и опилок.
- Перед началом работы важно проверить все основные узлы, уделив особое внимание устойчивости конструкции.
- Если пилорама оснащена двигателем, необходимо тщательно проверить всю проводку и осуществить монтаж переключателей.
- При длительной работе на пилораме может возникнуть сильное чувство жажды. Чтобы не прерывать работу и избежать такой неприятности, можно установить вытяжку для устранения пыли и других примесей.
Вот и все тонкости, которые следует знать для создания эффективно работающей, надежной и долговечной пилорамы. Удачи!
Как смастерить пилораму: видео
dachadizain.ru
Самодельная пилорама - видео, чертежи, пошаговая инструкция
Когда появляется необходимость обработать большой объем досок и древесины, то лучшим вариантом является использование пилорамы, созданной собственноручно. Многие уверены, что стоит купить готовое устройство, однако сделать его самостоятельно совсем не сложно. в этой статье мы расскажем о том, как делается самодельная пилорама. Фото чертежей в большом количестве присутствуют в интернете.
Как сделать самодельную пилораму
Прежде чем приступить к этому процессу, нужно определиться с объемом предстоящей работы, а также с древесиной. После это нужно поискать чертежи самодельной пилорамы в интернете и определиться с типом устройства для успешной реализации поставленной цели. При сборке устройства своими руками, главное внимание должно быть уделено вопросам безопасности, так как подобное устройство является объектом повышенного риска.
Самодельная пилорама напоминает вращение двух катушек с натянутой между ними нитью. Эта нить и есть пила, а расстояние от одной катушки до другой – это оптимальный размер бревна. Самодельная пилорама, видео создания которой представлено ниже, дает возможность:
- подгонять бревна под одну форму и размер
- осуществлять распил заготовки по конкретной схеме после точных настроек оборудования.
Однако в результате распила зачастую получаются незначительные изъяны, ликвидировать которые нельзя. По этой причине дерево нужно дополнительно обрабатывать вручную.
Работает самодельная пилорама таким образом:
- на платформу прочно закрепляется заготовка, которая не двигается
- движение мобильной тележки обеспечивает распил древесины
- пила расположена горизонтально
- для получения конкретного размера досок, нужно изначально задать соответствующие параметры
- пильная лента является пилой, поэтому она должна быть качественно натянута.
Самодельная пилорама, видео
Место для самодельной пилорамы
Поскольку самодельная пилорама – это крупногабаритное и достаточно опасное устройство, то перед тем как делать самодельные пилорамы своими руками (видео их создания можно посмотреть на нашей сайте) нужно хорошо подумать, и решить в каком месте вы будете использовать подобное устройство.
Наилучшим образом для этой цели подойдет сарай или гараж, а также любое подсобное помещение с бетонным основанием. Помещение для пилорамы должно иметь хорошую систему проветривания. Оно должно быть не тесным и хорошо освещаться.
Модно расположить пилораму и на улице, однако для нее нужно обязательно смастерить навес. Если вы планируете создать пилораму с электрическим двигателем, то нужно особенно внимательно отнестись к монтажу проводки и всех переключателей и автоматов.
Во время сборки агрегата своими руками, уделите особое внимание его режущим и подвижным частям. Именно они являются наиболее опасными частями.
При работе с четырех вальцовыми лесопильными рамами необходимо осуществлять распиловку бревен не короче 3 метров. Если возникает необходимость обработки более коротких заготовок, то пилорама должна быть оборудована дополнительными механизмами. Чтобы работать с заготовками менее 1,5 м нужно использовать особые восьми вальцовые рамы. Дополнительную безопасность гарантирует тормоз пилорамы, позволяющий безоткатно ее тормозить.
По окончанию сборки и перед началом использования нужно тщательно проверить все крепления и составные узлы, а также устойчивость всей конструкции. Только после этого можно запускать устройство.
Как сделать правильный выбор
Во время выбора самого идеального варианта станка для деревообработки необходимо обратить внимание на самое основное преимущество ленточных пилорам в сравнении с многопильными дисковыми станками, это преимущество состоит в небольшой высоте пропила.
Величина пропила дисковой пилорамы, зачастую колеблется в пределах 5-6.2 мм. Шинная пилорама делает еще больший пропил. К примеру, можно посмотреть карту раскроя тонкомерного бревна сечением 180 мм и материал с сечением 124х35, получается, суммарная площадь пропила будет составлять 4377 мм2. А вот если бревно будет 90х90, то 17.2% древесины станет опилками. Если каждый месяц вы будете перерабатывать 900 м3 и более, то такая потеря древесины не будет заметна, потому что выполняемые объемы компенсируют потерю. Но если объемы производства не большие, то нужно использовать технологии, которые отличаются низкой производительностью, но дают возможность распиливать заготовки с минимальными потерями. Следовательно, для малых объемов производства лучше применять ленточные пилорамы, но не шинные.
При использовании ленточного станка, величина пропила составит от 2.2 до 2.5 мм. При заготовке сечением 180 мм для изготовления пиломатериалов с сечением 124х35, площадь пропила равняется 1765 мм2. В опилки превратится в этом случае лишь 6,9% древесины.
Шинные устройства, которые дают широкий пропил, применяются, чаще всего, частниками или небольшими фермерскими хозяйствами для обработки минимальных объемов сырья, при которых не важен выход пиломатериалов.
wood-prom.ru
шинные, ленточные и другие самодельные конструкции, видео и фото
Это самая простая пилорама, которую можно собрать самому — читайте дальше о том, как это сделать
Не знаете, чем распилить лес на доски? Я расскажу, как собирается шинная пилорама своими руками из подручных материалов. Инструкция сборки и чертежи в этой статье простые и понятные. Но перед тем как приступать к сборке шинной пилорамы узнайте, чем вообще принято продольно резать бревна.
Все, что нужно знать о пилораме
При резке этих досок была использована самодельная пилорама — альтернативных инструментов для такой аккуратной и быстрой резки нет
Пилорама — это механическое устройство, предназначенное для разделки брёвен на брус или доски. Оборудование, с одной стороны, обеспечивает частичную автоматизацию распиловки, а с другой стороны, обеспечивает точность реза. То есть, можно задать параметры толщины доски, и они будут выдержаны по всей длине разрезаемого бревна.
Иллюстрация | Модификация по типу режущего инструмента |
Маховые пилорамы. Здесь в качестве режущего инструмента применяется несколько полотен, установленных на определённом расстоянии друг от друга. Полотна совершают поступательные движения вверх-вниз. В движение полотна приводятся сложной системой на основе маховика с эксцентриком. Каждый оборот маховика вокруг своей оси — это один проход полотна. | |
Ленточные пилорамы. Здесь в качестве режущего инструмента применяется гибкая металлическая лента с зубцами. Лента сварена на торцах в кольцо и надета на два шкива с приводом от двигателя. Бревно подается на вращающуюся ленту и, за счет изменения высоты подачи бревна, регулируется толщина нарезанной доски. Применение стальной ленты позволяет добиться минимальной толщины реза. | |
Дисковая пилорама. В качестве режущего инструмента здесь используется вертикально или горизонтально установленный зубчатый диск. В технически сложных агрегатах используется одновременно несколько дисков. В результате, прямоугольный брус можно сделать из бревна не за четыре, а за два прохода. | |
Шинные пилорамы. Это наиболее распространённое оборудование, так как оно, чаще всего, делается своими руками. В качестве режущего инструмента применяется цепная шина, а именно, бензопила или электрическая пила. Применение такого оборудования обеспечивает самый неаккуратный рез и наибольшее количество отходов. Тем не менее, это оборудование выбирают из-за дешевизны. |
Что из перечисленных агрегатов можно собрать своими руками в домашней мастерской? При желании можно сделать любую разновидность пилорамы, за исключением маховой. Но так как шинная конструкция — самая простая в исполнении, расскажу о ней.
Сборка простой пилорамы — конструкция выходного дня
Простота устройства в том, что не бревно подается с помощью подвижной тележки, а наоборот, компактная пилорама передвигается по бревну
Перед тем как собрать пилораму из бензопилы, пару слов о конструкции, которую нам предстоит сделать.
На фото показаны основные элементы в конструкции мобильной пилорамы-приставки
Основа конструкции — это станина с направляющими. На станине крепится бензопила. Каретка с опорной площадкой двигается по направляющим.
За счет перемещения каретки и опорной площадки по направляющим, регулируется положение шины относительно бревна.
Вид зажимов шины с обратной стороны приспособления — такие зажимы обеспечат не только ровность реза, но и безопасность работы пилой
Чтобы в ходе распиловки бревна рез был ровным, необходимо как можно прочнее закрепить пилу на станине. Для этого будут применены металлические зажимы из двух колодок с болтовыми стяжками.
Иллюстрация | Описание действий |
Заготавливаем материалы. Потребуется:
| |
Изготавливаем станину. Из листовой стали вырезаем прямоугольник 160×220 мм. В прямоугольнике размечается центр и по центру вырезается прорезь шириной 10 мм и длиной 90 мм. | |
Сверлим отверстия для зажимов шины бензопилы. На расстоянии 13 мм друг от друга, с отступом 10 мм от края, сверлятся два сквозных отверстия с диаметром 10 мм. Размеры выбраны с учётом габаритов большинства современных профессиональных электрических и бензиновых пил . | |
Привариваем к станине направляющие. Из стальной трубы с внутренним диаметром 15 мм нарезаем два куска длиной 380 мм. Отрезки труб привариваем по краям станины со стороны отверстий, так, чтобы между центрами труб, в нижней и в верхней части, было расстояние 200 мм. Трубы к станине нужно крепить строго вертикально, так как от этого будет зависеть точность реза готового агрегата. Шов должен быть качественным, так как нагрузка на него будет большой. | |
Подготавливаем гайки для крепления станины. Для крепления станины используем не короткие гайки, как показаны по центру фото, а удлиненные гайки М8 с наваренными на них шайбами. Не покупайте новые гайки. Пусть цена таких гаек невысокая, но они плохо варятся. Используйте советские гайки из старых запасов . | |
Крепим шину удлинёнными гайками. Снимаем штатные короткие гайки, которыми крепится шина, и накручиваем длинные гайки, так, чтобы наваренная шайба уперлась в корпус пилы. | |
Крепим станину. Станину, как показано на фото, устанавливаем поверх накрученных удлинённых гаек. В гайки вкручиваем болты М8 через обычную шайбу и через гроверную шайбу. С усилием затягиваем болты, чтобы пила на станине не раскачивалась. | |
Делаем зажим шины. Из трубы 25×30 мм нарезаем два отрезка длиной 160 мм. С отступом от торца по 15 мм, сверлим отверстия с диаметром 10 мм. В итоге, между центрами отверстий должно быть 130 мм, то есть, расстояние, равное расстоянию между отверстиями в станине. | |
Делаем прижимную пластину. Из полосы стали толщиной 8-10 мм нарезаем две пластины длиной 50 мм. Каждую из пластин привариваем по центру прижима между высверленными отверстиями. | |
Собираем зажим. Две части зажима собираются, как показано на фото, двумя болтами М8 длинной 100 мм. Болты с шайбами продеваются через профильную трубу и фиксируются гайкой. | |
Прижимаем шину к станине. Одну часть прижима прикладываем к станине, так, чтобы прижимная пластинка прижалась к шине. Другую часть прижима накладываем с обратной стороны шины. Всю конструкцию стягиваем болтами. В итоге, прижимные пластинки должны крепко фиксировать шину, а сам прижим не должен касаться режущей цепи. | |
Нарезаем салазки для каретки. Для этого, 2 отрезка трубы ½ дюйма длиной 70, разрезаем продольно, так, чтобы получились 4 одинаковые половинки. | |
Подготавливаем основание каретки. Для этого из швеллера шириной 50 мм нарезаем 2 куска длиной 250 мм. | |
Делаем посадочные места под салазки. Для этого, от края подготовленных кусков швеллера отступаем по 10 мм и болгаркой с отрезным диском выполняем углубления в металле, так, чтобы в них свободно встали нарезанные куски трубы. | |
Свариваем каретку и салазки. Вставляем отрезки труб в посадочные места и прихватываем по месту, то есть, прямо на направляющих, а затем провариваем участок соединения сплошным швом. | |
Сверлим отверстия в каретке. Размечаем центр в планках каретки. От центра в обе стороны отмеряем по 75 мм и сверлим отверстия. В итоге, между отверстиями должно быть расстояние 130 мм. | |
Собираем каретку на направляющих. Обе части каретки прижимаем к направляющим, как это показано на фото, и стягиваем болтами. | |
Нарезаем профильную трубу для опорной площадки. Из квадратной трубы на 30 мм, в соответствии с схемой, режем следующие куски: 2 шт. по 400 мм; 2 шт. по 360 мм; 2 шт. по 460. | |
Свариваем основу опорной площадки. Подготовленные фрагменты профильной трубы укладываем в требуемом порядке. Проверяя углы угольником, прихватываем стыки, а затем провариваем сплошным швом. | |
Делаем ручку. В соответствии со схемой сборки опорной площадки, подготавливаем ручку. Для этого, трубу ½ дюйма греем паяльной лампой и выгибаем. Подготовленную ручку привариваем к собранной основе. | |
Привариваем каретку. Прикладываем каретку к опорной площадке. Для этого, на каретке и на площадке размечаем центр и выкладываем так, чтобы центры совпали. Прихватываем каретку к площадке. | |
Усиливаем соединение каретки и площадки. Вырезаем из стальной полосы треугольные металлические вставки. Усиливаем соединение каретки и опорной площадки, вваривая стальные пластины. | |
Окрашиваем подготовленные детали. Зачищаем металл на собранной конструкции, шлифуем швы и окрашиваем в пару слоев краской по металлу. Это нужно сделать, чтобы металл не ржавел. | |
Крепим станину с направляющими и зажим к пиле.
| |
Устанавливаем каретку и опорную площадку.
|
На этом пилораму можно считать собранной. Осталось узнать, как это устройство работает.
Как работает пилорама
Иллюстрация | Описание действий |
Крепим ограничительные планки по торцам. Для этого, по торцам прикладываем одинаковой ширины дощечки, так, чтобы они совпали с поверхностью бревна. По центру дощечки вкручиваем саморез. При помощи уровня, выравниваем дощечку по горизонтали, и только после этого прихватываем ее еще парой саморезов. Дощечки крепятся по обеим сторонам бревна. | |
Устанавливаем поверх бревна ориентировочную доску. Выкладываем доску так, чтобы она легла на закрепленные по торцам дощечки. Прихватываем уложенную доску с обеих сторон саморезами. Подкладываем под доску клинья нужной толщины, чтобы доска не провисала. Прихватываем клинья через доску саморезами. | |
Подготавливаем пилораму. Меряем расстояние от верхнего края закрепленной доски до нижнего края ограничительной дощечки. На это же расстояние, по направляющим сдвигаем опорную площадку от шины и фиксируем болтами настройку. Прикладываем агрегат к торцу бревна. Если все сделано правильно, шина должна располагаться чуть ниже ограничительной дощечки. Если это так, включаем пилу и режем. | |
Спиливаем горбыль. Проходим пилой по ориентиру от одного торца бревна до другого. Несмотря на то, что мини пилорама компактная, соблюдаем технику безопасности . А именно, работаем в защитных очках и в шумозащитных наушниках. | |
Снимаем горбыль и ограничительное приспособление. Ранее описанная настройка и установка ограничительной доски нужна только для того, чтобы снять горбыль — скруглённую неровную часть бревна. После того, как горбыль спилен, демонтируем ограничительную доску с клиньями. | |
Резка последующих досок. Для дальнейшей распиловки, ориентировочная доска не нужна. Просто опорная площадка укладывается на торец бревна и пила ведётся от одного края до другого. |
Заточка цепи
На схеме показаны особенности заточки цепи для поперечного и продольного пиления
Если цепь заточена под обычную поперечную распиловку, резать бревно по всей длине будет сложно. Более того, пила будет расходовать много бензина.
Для того чтобы повысить эффективность резки, нужно переточить угол заточки цепи. Сделать это можно в специализированных мастерских, где, например, профессионально торчат сверла.
В ассортименте большинства производителей бензопил есть цепи и шины не только меньшей толщины, но и большей длины, чтобы пилить бревна большого диаметра
Более эффективным решением станет не переточка уже имеющийся цепи, а покупка специальной шины и цепи для продольного пиления. Такие шины и цепи имеют меньшую толщину. Кроме того, цепь уже с завода заточена под углом 10°.
Подведем итоги
Теперь вы знаете, как собирается ленточная пилорама своими руками. Также рекомендую к просмотру видео в этой статье. Если остались вопросы, задавайте их в форме для комментариев.
kursremonta.ru