Как построить катер своими руками: основы построения. Как сделать катер самому
Построить катер своими руками
Десятки фирм и судоверфей по всему миру ежегодно выпускают огромное количество разных моделей судов на любой вкус. Каждый может приобрести себе катер любого назначения и размера. Каждый, кто готов заплатить от нескольких сотен тысяч, до нескольких миллионов долларов, получит его запакованным в целлофан, по своему домашнему адресу. А, что же мы, все остальные, так и будем всю жизнь копить деньги на свою мечту, и вожделенно провожать взглядом белоснежных красавцев, стоя на берегу? Ничего подобного! Самому построить большой круизный катер совсем не сложно. Мне потребовалось всего пять месяцев на изготовление первого. И строил я его не на специализированном предприятии с бригадой рабочих, а у себя на даче, вдвоем с сыном. На последующие три катера, сделанные мной на заказ, исключительно с целью получения прибыли, уходило и вовсе не более трех месяцев
Вы будете смеяться, но я не имею специального образования судостроителя. В свое время я заканчивал Московский Автомобильно-Дорожный институт. И кроме байдарок и надувных катамаранов никаких судов не собирал. Конечно, после этого, у меня ушло много лет на прочтение целой горы книг по судостроению. Я самостоятельно изучал теорию постройки катеров и яхт. А сдав экзамены на сертификат шкипера, регулярно практиковался в должности капитана, на круизных парусных яхтах во многих морях по всему миру. Но своего судна у меня не было. Я взял и построил его. Конечно, вначале, я набивал много шишек. Подбор, методом «тыка», правильных технологий и материалов отнюдь не экономили мое время и деньги. Но все, построенные мной катера, успешно плавают по внутренним российским водам уже не первую навигацию, ни в этом ли заключается истинная состоятельность предлагаемой технологии?
Заботясь о бесценном времени моего дорогого читателя, я, позволил себе, выкинуть всю не обязательную информацию, из изученных мной умных книг о судостроении. На этих страницах я оставил только ту информацию, которая, по моему мнению, необходима и достаточна для самостоятельной постройки КРУИЗНОГО КАТЕРА. Я так же, оставлю при себе, все свои «шишки», набитые мной при использовании не правильных технологий и материалов. Все о чем я пишу проверено временем и водой.
Мы вместе с Вами пройдем шаг за шагом от выбора и обоснования типа судна, в зависимости от Ваших предпочтений, через все этапы строительства, до получения необходимых регистрационных документов и спуска Вашего катера на воду.
От Вас не требуется обладание виртуозным владением слесарным или столярным инструментом. Нужны обычные мужские навыки, полученные Вами еще в школе, дома или на работе. Конечно, Вам понадобится некоторый инструмент, но только такой, который широко применяется на бытовом уровне.
Я заранее хочу извиниться перед теми моими читателями, которые все привыкли делать своими руками, за излишние подробности в описании тех или иных технологических операций при постройке катера. Мастера, конечно, могут пролистывать скучные, по их мнению, главы. Моя книга предназначена, прежде всего, для тех, кто никогда не строил своими руками судов больше байдарки.
Не смотря, на кажущуюся простоту, разработанной мной технологии, постройки судов, мне не доводилось, где либо в мире, встречать аналогичные конструкции. Но, вместе с тем, я не считаю, что эта технология имеет, какую либо ценность кроме той, что позволяет сделать любому человеку себе или на продажу катер, сэкономив при этом большую часть своих денег, и потратив совсем не много своего времени. Причем, я даже не настаиваю на неукоснительном соблюдении всех моих инструкций. Думаю, что многие смогут улучшить мой вариант, я искренне буду этому рад! Итак, друзья, в добрый путь!
2. С чего начать?
Прежде всего, убедитесь в том, что у Вас есть «УДОСТОВЕРЕНИЕ на право управления маломерным судном». Если таким документом Вы пока не обзавелись, то срочно идите в свой региональный ГИМС и записывайтесь на курсы, потому что свой катер Вы построите быстрее, чем получите документы и знания, для того чтобы ходить на нем. И я не шучу.
Следующим шагом, должен быть выбор места для строительства.
Если у Вас есть или Вы можете арендовать теплое помещение с высокими потолками, которое минимум на два метра шире и длиннее, чем будущий катер – это прекрасно. Не страшно, если оно расположено далеко от воды. Катер шириной до трех метров, можно перевозить по дорогам страны на специальных автомобилях. А если ширина катера не превышает двух с половиной метров, то Вы легко и сами сможете возить его по дорогам, прицепив за собственным джипом, не оформляя дополнительных разрешений. Правда, для этого придется еще изготовить трейлер, но об этом позже.
Если отапливаемого помещения нет, пойдет и холодное, только тогда некоторые виды работ придется проводить в теплые месяцы.
Можно сделать для строительства временный навес от дождя и уж совсем на худой конец, обойтись большим куском парниковой пленки и несколькими кусками дешевой строительной фанеры, которыми вы будете накрывать катер каждый раз после работы.
Когда место для стройки определенно, можно подготовить основной ИНСТРУМЕНТ.
Вам понадобится:
-ручная отрезная машина ( болгарка) для отрезных кругов 230 мм.,
-портативный сварочный аппарат лучше постоянного тока (сейчас есть в продаже не дорогие конверсионные сварочные аппараты, они очень удобны для наших работ),
-не большой циркулярный станок,
- электролобзик,
- электродрель,- шуруповерт,
- рулетка, уголник, уровень,
- тяжелый молоток,
- кисточки и шпатели,
- тиски.
Если Вы собираетесь работать на не охраняемой территории, то весь необходимый для строительства инструмент легко уместится в багажнике Вашей машины.
Остается подготовить только свое свободное ВРЕМЯ.
Если у Вас тяжелая физически основная работа, Вы на ней полностью выкладываетесь пять дней в неделю и еще тратите на дорогу до дома несколько часов ежедневно, то стоит задуматься о целесообразности строительства катера своими силами. В свои выходные лучше отдыхать, а не придумывать себе новую работу. Да и постройка, в таком состоянии может растянуться на несколько лет.
Лучше, если Вы, основной работой занимаетесь вахтовым методом или в свободном графике. Хорошо так же, если эта работа у Вас сидячая, тогда смена деятельности принесет Вам только радость. Совсем здорово, если Вы, как и я, владеете небольшой компанией и для работы Вам необходим в основном, только, мобильный телефон.
По сколько часов в день лучше заниматься строительством – индивидуальное дело каждого. Я, лично, стараюсь работать, пока не надоест, но не больше восьми часов, оставляя себе пару выходных в неделю.
Подготовка закончена, пора браться за дело!
Этот текс был написан мной более 15-ти лет назад.
К сожалению, это все, что мне удалось тогда «родить» в эпистолярном жанре.
Книгу о том, как самому построить катер, я так и не написал потому что, на мои суда стали поступать заказы. Сначала от друзей и знакомых, а позже и отовсюду. Подобралась команда единомышленников и мы стали строить катера, катамараны, плав-дачи уже серийно.
Сегодня наши суда выпускаются на промышленной основе под маркой «Хаусбот».
Если Вы хотите более тесно общаться с рекой или морем, обратитесь к нам. И мы построим оптимальное судно, отвечающее только Вашим запросам и кошельку.
Мы сможем построить яхту, катер, катамаран или плав-дачу «под ключ», или только заготовку корпуса, для экономии Ваших средств и дальнейшей самостоятельной доработки судна.
В любом случае Вы получите от нас пакет сертифицированных документов для регистрации Вашего судна в ГИМСе.
Но для тех, кто по-прежнему хочет построить катер самостоятельно, мы разработали специальную технологию строительства о которой можно почитать здесь.
plav-dom.ru
Как сделать катер
Пойти в водный лабаз, ткнуть пальцем в "пузырь с будкой", либо другое плавающее средство, и сказать "БЕРУ!" было невозможно, как по моральным так и по материальным соображениям.
В 1999 году выбор был невелик: в основном продавались какие-то недоразумения: посудохозяйственные мотолодки со здоровенными будками и широченными кокпитами - согласно спроса рынка...
Для большинства людей наличие собственного катера ассоциируется с роскошью и достатком владельца. Виной тому - голливудская пропаганда американского образа жизни: огромные катера с каютами и джакузи, оборудованные мощными стационарами, которые создают огромную же волну и жрут топливо тоннами...
Первый вопрос покупателя катера или моторной лодки как правило таков: А каюта на нем есть?
Зачем ему эта каюта он еще сам не знает, ведь эту будку придется всегда возить с собой - в ветер, в штиль и по волне. Она будет тормозить и парусить вечно...
Мне же по большому счету нужна была простая моторная лодка: легкая, симпатичная, экономичная и скоростная, с небольшой обитаемостью - исключительно для ночевок.
Было просмотрено множество различных вариантов, учтены их плюсы и минусы, да и небольшой водномоторный опыт уже имелся, и я знал что мне надо: килеватый корпус больше 5 метров (для хода по волне), без будки - минимальная надстройка (снизить вес, парусность и валкость).
Такие катера встречались только на картинках в иностранных журналах - круг замкнулся.
В журнале "Катера и Яхты № 172. Лето 2000 г." прочитал статью рижанина Евгения Слетина о его "Викингах", и понял - то, что мне надо! Через редакцию с ним удалось связаться, и из Риги была привезена нижняя скорлупа - первая отливка с новой матрицы катера Викинг-19, и на ее базе спроектирован сделан катер.
Верхняя скорлупа - фанера, оклеенная слоем стекломата на которую нанесен пульверизатором гелькоат. Гелькоат сошлифован и заполирован.
Позже, журнал "КиЯ" опубликовал статью про строительство этого катера.
Вот что получилось приложив руки, желание и ... немножко финансов на коньячек - для расширения сосудов головного мозга:
Этапы строительства катера
После морского похода Калининград - Росток [Rostock], от постоянных ударов начала отходить верхняя скорлупа. Место стыка было зашкурено, обезжирено и наложено 2 слоя стекломата на полиэфирной смоле. Так же был заменен алюминиевый бак на нержавеющий из 2,0 мм стали, т.к. алюминий второй раз начал протекать - бензин сочился через микро отверстия.
В качестве датчика уровня топлива в баке установлен датчик от ВАЗ (есть на разные сопротивления) и прибор тоже от ВАЗ (имеет диаметр 55мм как у морских приборов, а стоит в 10 раз дешевле).
Т.к. центровка получилась кормовой - позже были установлены самодельные транцевые плиты, которые улучшили ход по волне и на малой скорости.
Оборудование и ходовые испытания катера
Катер строился не для продажи, а для эксплуатации, поэтому ниже ссылки на отчеты по его использованию.
Как построить катер своими руками?
#1
Но перед тем, как приступить к подробному описанию основного хода работы, целесообразно сразу указать тот нюанс, что дело это не из простых и под силу только самым терпеливым и аккуратным исполнителям. Помимо прочего, следует уяснить, что катер собственными руками может сократить общие расходы до 50 %, что в принципе немаловажно, но также может стать не по карману большинству людей. Поэтому перед тем, как приступать к изготовлению катера своими руками, следует рассчитать строительную смету, чтобы хотя бы приблизительно понять, о какой именно сумме идет речь. В данной статье будет приведен подробный пример проектирования катера средних размеров с возможностью обустройства салона с камбузом и наклонного ветрового стекла, полностью соответствующего всем требованиям защиты. Такое судно сгодится не только для выхода в открытое водное пространство, но и даже для туризма на довольно внушительные расстояния.
#2
Одной из самых дорогостоящих составляющих такого судна является мотор в количестве одного или двух экземпляров (зависит от мощности, которая должна колебаться в диапазоне от 250 до 500 лошадиных сил), который может быть либо встроенным, либо наружным (подвесной тип). Что касается основного материала корпуса, коим в данном случае является стеклопластик, то он выбран не случайно, так как несмотря на свою довольно низкую стоимость, он является достаточно прочным, надежным и износоустойчивым. Проектирование начинают с нанесения в натуральную величину своего рода "выкройки", используя в этих целях плотный картон или тонкие листы фанеры, которые в последствии смогут легко сгибаться. И в первую очередь выполняют лекала таких основополагающих частей корпуса будущего катера, как форштевень (самая крепкая конструкция носовой части судна, являющаяся продолжением киля) и шпангоуты (поперечные ребра судна из дерева).
#3
Во всех случаях судостроительство осуществляется на специально разбитом плазе (своего рода вспомогательная матрица, в непосредственной плоскости которой осуществляется формирование и сборка каркаса корпуса с учетом всех линий изгибов и вспомогательных приспособлений, для чего в плазе формируют специальные выемки) и проектируемый катер из стеклопластика не является каким-либо исключением из правил. При этом следует учитывать тот нюанс, что ширина плаза должна в точности соответствовать ширине будущего судна с допусками по 30 сантиметров в обе стороны. Что касается высоты, то она должна иметь запас в 40 сантиметров от максимальной отметки корпуса. Все поперечные ребра корпуса судна (шпангоуты) на плазе вытягивают до одного уровня, создавая тем самым горизонтальную линию, перпендикулярную его диаметральной плоскости (в дальнейшем по тексту ДП). Именно таким образом и никак иначе проектируется шергень-линия.
#4
Ориентируясь на нее в дальнейшем устанавливают специальные шергень-планки, необходимые для правильной установки конструируемых лекал и максимально точного контроля всех уровней. После этого приступают к отделочным работам внутренней части матрицы, учитывая при этом такую важнейшую величину, как сумма толщины всех реек и самой обшивки. Сами поперечные лекала объединяются посредством накладывания десятимиллиметрового слоя гнущейся фанеры, который фиксируют с помощью саморезов. В идеале матрица должна легко наклоняться в обе стороны по той простой причине, что в этом случае все строительные работы можно будет вести на одной горизонтальной поверхности. После того, как все продольные брусья матрицы будут установлены, натягивается металлическая струна, которая является своего рода индикатором диаметральной плоскости корпуса. Саму установку лекал следует начинать с обоих средних вертикальных ребер корпуса.
#5
Эти "центральные" ребра именуется мидель-шпангоутами и после крепления в этом месте лекала, следует постепенно продвигаться от них в обе стороны. По мере выполнения данной работы каждый участок следует фиксировать с помощью установки временных раскосов, которая необходима для того, чтобы полностью исключить все риски смещения. По завершению этого процесса можно приступать к обшивке установленных на внутренней стороне матрицы лекал продольными гибкими деревянными рейками, ширина которых должна составлять не менее пяти сантиметров, а толщина в поперечном срезе - колебаться в диапазоне от 12 до 15 миллиметров. Естественно, для осуществления наиболее точной и качественной подгонки, длину используемых реек следует рассчитывать с учетом запаса в 10-15 сантиметров. Отдельную статью следует посвятить конструированию палубы, которое осуществляется после монтажа двигателя и прочего тяжелого оборудования.
#6
А вот установка электрической сети и всех трубопроводов осуществляется, напротив, после проделывания финишных работ по формированию палубы. Сами надстройки, которые в данном случае изготавливаются из высокопрочного стеклопластика, можно делать как однослойными, так и трехслойными (имеется ввиду сэндвич с прокладочным слоем). Естественно, второй тип намного более надежный, так как помогает обеспечить качественную шумо- и теплоизоляцию непосредственно внутри самой постройки. Для наполнителя же (внутреннего слоя, расположенного между стеклопластиком) прекрасно подойдет обычный пенопласт. Выполнение палубного покрытия также осуществляется по деревянным лекалам и более подробно с этим вопросом можно ознакомиться в сети, где приведено огромное количество подробных чертежей и различных нюансов проектирования.
uznay-kak.ru
Самодельные лодки для рыбалки и отдыха
Наверное, каждый любитель рыбалки хотя бы раз подумывал над тем, как сделать самодельную лодку. Дело это непростое, но все же изготовить такое плавсредство реально. Причем не обязательно быть инженером, все, что от вас требуется, - это энтузиазм и несколько часов свободного времени. А о том, как делаются самодельные лодки из фанеры, узнаете из нашей сегодняшней статьи.
Сложности изготовления
Действительно ли сложно сделать такую конструкцию при наличии минимального набора инструментов? Как показывает практика, даже при такой экипировке самодельная надувная лодка (или же фанерная) делается легко за 3-4 часа. Ввиду того, что на выполнение всех этих работ требуется потратить минимум времени, делать лодку можно хоть под открытым небом. Ну а в случае перемены погоды ее всегда можно накрыть брезентом или куском полиэтиленовой пленки.
Во-первых, фанера – это легкий, прочный и достаточно теплый материал. Убить такую лодку практически невозможно, да и весит она не слишком много. Во-вторых, в отличие от резиновых аналогов пространства в фанерной лодке хватает на несколько человек (при этом внутри, меж сидениями, можно уместить все необходимые рыболовные снасти). В магазинных же вариантах свободного места катастрофически не хватает. В-третьих, находясь в деревянной лодке, вовсе не испытываешь дискомфорта.
Подготовка материалов
Основным материалом, из которого изготовляются самодельные лодки, является фанера. Трудностей с ее поиском на рынке никаких нет. Фанера – это, пожалуй, наиболее доступный и дешевый материал для таких работ. Да и работать с ней очень удобно.
Приступаем к делу
Прежде всего хотелось бы отметить, что любая работа, связанная с самостоятельным изготовлением какого-либо средства (будь то трактор или еще что-то, неважно), должна выполняться четко по заданной схеме. В данном случае у вас на руках должны быть чертежи самодельных лодок. В некоторых случаях чертежи можно заменить эскизным рисунком.
Итак, как делаются самодельные лодки? Для сборки корпуса вам необходимо будет приготовить сухие доски толщиной 2,5 сантиметра и 6-милиметровый лист фанеры. Ширина досок для кормы и бортов должна составлять 30,5 сантиметров. Это наиболее оптимальные размеры для рыбацкой лодки. Все остальные элементы, которые есть внутри конструкции (сиденья и распорки), изготовляются из досок шириной 2,5 сантиметра. При этом длина данных деталей составляет 86,4 сантиметра. Необходимо учитывать, что размеры всех этих элементов должны быть точно выдержаны, так как все они крепятся к корпусу лодки только саморезами.
Изготовление всех деталей и элементов данной конструкции абсолютно не вызывает никаких сложностей и затруднений. Это объясняется их простой геометрической формой.
В ходе выполнения работ особое внимание уделите подгонке стыкуемых поверхностей и оборке лодки. Все стыкуемые кромки должны быть тщательно подогнаны и иметь по всей длине минимальные зазоры. В качестве крепежных элементов используются либо луженые, либо оцинкованные саморезы. Что же касается размеров данных крепежей, то в зависимости от места применения они могут быть следующими:
- 3х26 и 3х18 миллиметров – для обшивки лодки;
- 4х60 и 5х64 миллиметра – для всех остальных деталей конструкции (к примеру, сидения, корма и борта).
Днище же лодки изготавливается из листа фанеры толщиной 6 миллиметров. Но, поскольку эта часть плавательного средства будет постоянно подвергаться воздействию воды, для водонепроницаемости лодки стыки корпуса и днище дополнительно обработайте клеем типа "ВИАМ-Б/3" и закрепите шурупами по всему периметру. Если такого средства нет ("ВИАМ-Б/3"), в качестве альтернативы вполне подойдет масляная краска. Она хоть и не обладает хорошими клеящими свойствами и характеристиками, однако дает прочное и водонепроницаемое покрытие. Стоит отметить, что расстояние между саморезами должно составлять порядка 4 сантиметров. Наружные швы следует тщательно проклеить полотном или перкалью при помощи средства "АК-20". Для того чтобы не провалить дно лодки, между распорками устанавливается реечная решетка (сечение реек – 5х2 сантиметра).
Пожалуй, наиболее ответственным шагом при построении данного плавательного средства является покраска его фанерного корпуса. Как же правильно это сделать?
Перед покраской лодки вам необходимо тщательно ее загрунтовать. Здесь вам потребуется приготовить толстую кисть и натуральную олифу, которая будет выполнять функцию грунтовки. Для того чтобы она лучше впиталась в материал, перед нанесением предварительно нагрейте ее до температуры начала кипячения. Наносится натуральная олифа не только на наружную, но и на внутреннюю часть лодки.
Сразу после нанесения данного материала на древесную поверхность плавсредства приступать к его окраске категорически не рекомендуется. Сначала нужно подождать несколько минут, пока олифа окончательно впитается в дерево. После полного высыхания грунтовки можно смело приступать к нанесению краски.
Какие цвета стоит выбрать для лодки?
Наиболее популярным и, пожалуй, гармоничным будет сочетание белого и красного оттенков. Причем первый наносится на нижнюю часть лодки (до ватерлинии), а вся остальная поверхность покрывается красным цветом. Внутреннюю же часть не обязательно покрывать такими же, наиболее популярным вариантом считается светло-зеленый тон.
Правила нанесения
Необходимо сказать, что та краска, которая продается в магазинах в жестяных банках и наносится зачастую на деревянные заборы, будет не самым лучшим вариантом для нашей лодки, которая большую часть своего времени проводит в воде. Поэтому ее мы будем получать специальным образом. Итак, что для этого необходимо сделать? Для получения красного цвета нужно использовать свинцовый сурик, а белый оттенок дадут цинковые и свинцовые белила. Полученную жидкость следует разводить чистой олифой. При этом расчет делается на то, чтобы лодку можно было покрасить еще 2-3 раза. По своим свойствам жидкая краска лучше, она легче растекается, а потому дает более прочное и ровное покрытие. При нанесении данного средства на лодку используются широкие мягкие кисти-флейцы.
Некоторые энтузиасты используют нитрокраски, основываясь на их высококачественном покрытии. Однако мы не рекомендуем применять их для подобных лодок, так как они не обеспечивают необходимой долговечности древесине (соответственно, конструкция с каждым годом становится все менее прочной и непригодной для пользования).
Важные моменты
Если изготавливаются самодельные моторные лодки, то дополнительно делается чертеж специальных креплений для электрического либо бензинового двигателя. Однако более простым и дешевым вариантом будет использование обычных весел. Они зачастую делаются из 35-милиметровой березовой доски. При этом на конце веретена устанавливается шип с ручкой, а на кромку лопасти наносятся латунные накладки. Далее весло грунтуется и красится.
Ну и напоследок немного статистики. Как показывает практика, средний срок службы фанерных лодок составляет порядка 15-20 лет. Такой живучестью не могут похвастаться ни пластиковые, ни даже резиновые их конкуренты.
fb.ru
Как сделать катер?
Приобрести лодку, катер либо другое плавающее средство, по карману далеко не каждому. Не всех устраивают характеристики предлагаемых промышленностью образцов, да и не перевелись еще умельцы, желающие все сделать своими руками. В нашей статье подскажем им, как сделать катер из стеклопластика, а также, как построить судно на воздушной подушке.
Как сделать катер из стеклопластика
Начинать следует с набора корпуса. Эту работу лучше выполнить в соответствии с профессиональными чертежами, особенно если это ваше первое изделие - потом не надо будет переделывать. Корпус будущего катера необходимо обшить тонкой фанерой, после чего плотно оклеить стеклотканью в несколько слоев. Важно использовать крепеж (болты и прочее) исключительно из нержавеющих материалов – бронзы или латуни. Стеклоткань перед применением отжигают при помощи паяльной лампы до легкого коричневого цвета. Без этого материал плохо пропитается эпоксидной или полиэфирной смолой, что впоследствии обернется непрочностью корпуса.
При выборе смолы следует иметь в виду, что хотя с эпоксидной смолой работать и труднее – она гораздо прочнее полиэфирной. При выклейке первого и нескольких последующих слоев обшивки не обойтись без стеклорогожи – грубой стеклоткани. На внешние слои корпуса лучше пустить сатиновую стеклоткань, на верхние – стеклосетку – тонкую редкую ткань, хорошо пропитываемую смолой. Готовый корпус тщательно ошкуривают и полируют. Приступают к этой процедуре еще до окончательного затвердения смолы. Работу лучше выполнять в респираторе, при этом активно используя электроинструменты, поскольку описываемые процессы довольно трудоемки.
Как сделать катер на воздушной подушке
По сравнению с обычным катером, судно на воздушной подушке не испытывает существенных нагрузок, поскольку практически все нагрузки поглощает гибкое ограждение. Поэтому построить корпус такого плавсредства довольно просто. Единственное, на что стоит обратить внимание, это вес конструкции, судно должно быть предельно легким. Важно также уделить внимание аэродинамичности будущего катера, поскольку именно от этого будет зависеть и без того весьма внушительный расход топлива.
elhow.ru
Как сделать лодку своими руками из фанеры: чертежи
Содержание статьи:
Подбор сырья
Прежде всего, приготовим все необходимое для создания нашего “ковчега”. Начнем с самого основного элемента – с фанеры. Существует очень много видов фанеры, но нам подойдет лишь один – это так называемая “морская” или бакелитовая фанера (толщина 4-5 мм). Она очень прочная и полностью устойчива к влаге (если клей на спирторастворимой основе). Поскольку для ее изготовления используют исключительно лиственные деревья, то это будет продукция из березового шпона.
Среди различных сортов мы выбираем элитную (Е) или первого сорта, поскольку наличие дефектов в материале никак не сыграет нам на руку.
Идем дальше. Еще одним важным элементом в изготовлении лодок является материал, которым мы будем проклеивать швы. Тут как нельзя лучше подойдет стеклотканевая лента (толстая Т11 или тонкая Т13).
Третьим по очереди, но далеко не по важности, идет клей. Опытные судостроители рекомендуют использовать материал, состоящий из двух компонентов (смола эпоксидная и отвердитель) эпоксидный клей или как его еще называют “эпоксидка”. Для надежности проклеиваем не только швы, но и всю поверхность. Относительно качества клея можно лишь напомнить, что отечественный производитель поставляет дешевую, но менее качественную продукцию.
Нам понадобятся инструменты:
- електролобзик;
- стальная проволока пластиковые хомутики;
- шлифмашинка или наждачная бумага;
- дрель, шуруповерт;
- шурупы, кусачки, зажимы (будут использоваться при склеивании отдельных элементов фанерной лодки).
Делаем чертежи
Перво-наперво нам нужно просмотреть чертежи лодок из фанеры своими руками и выбрать наиболее подходящий. Отдельные изображения чертежей вы можете просмотреть и скачать у нас.
Скачать чертежи лодок
Чтобы перенести рисунок на фанеру, можно использовать лекала (изготовление которых заказать у специальной фирмы, хотя можно и самому сделать) или с помощью своих творческих навыков самому расчертить все прямо на листе.
Затем вырезаем все элементы лодки с помощью електролобзика и обрабатываем края шлифмашинкой или наждачной бумагой. Срезаем под углом края частей, которые будут стыковаться, чтобы после сборки зазоры были минимальными.
Если какой-то элемент состоит из нескольких частей листа фанеры, их необходимо склеить между собой. Для этого запиливаем края, которые будут стыковаться, и склеиваем их.
Приступаем к «судостроению»
Теперь приступаем к сборке. Начнем с днища. Укладываем его части одну поверх другой, фиксируем с помощью зажимов (или другим возможным способом) и вдоль “нижнего” края просверливаем отверстия размером 3 мм. При этом отступ от края должен составлять 2-3 см, а расстояние между отверстиями 30-35 см (на участках изгиба расстояние между отверстиями лучше делать меньше).
Днище лодки
Запускаем проволоку
Крепление с помощью распорок и подкладок
В отверстия запускаем проволоку либо пластиковые хомутики и затягиваем, но не до конца, чтобы дно могло “раскрыться”.
Таким же способом соединяем правый и левый борт сначала между собой, а потом крепим их к днищу, используя для удобства распорки и подкладки.
Крепим транец
После этого аналогичным способом прикрепляем к будущей лодке транец.
Итак, основные части скреплены, но фанерная лодка еще не готова.
На данном этапе мы зашпаклевываем швы с внутренней стороны, промазываем их клеем, накладываем сверху заранее нарезанные полоски стеклоткани и поверх них тоже промазываем клеем.
После высыхания клея переворачиваем лодку, срезаем хомуты и проделываем со швами такую же операцию с клеем и стеклотканью.
Устанавливаем шпангоуты
Далее берем шпангоуты (для большей прочности скручиваем саморезами вместе по две вырезанные заготовки) и устанавливаем их в лодке как показано на фото.
На этом же фото видим склеенные вместе и выгнутые по форме борта несколько полосок фанеры. Они послужат привальным брусом. Его можно приклеить к верхним краям бортов и прикрутить саморезами.
Теперь, между центральными шпангоутами ставим по центру перегородку и на всех шпангоутах крепим под верхними краями опорные планочки. Зашиваем фанерой промежутки между шпангоутами и получаем носовую, гребную и кормовую банки.
Кормовую банку можно заполнить монтажной пеной или пенополистиролом, чтобы лодка лучше держалась на воде.Стыки фанеры также шпаклюем и проклеиваем стеклотканью.
После этого крепим киль, продольные реданы и предварительно отшлифовав красим лодку снаружи и внутри.
Надеемся, вы разобрались, как сделать лодку своими руками. Благодаря подобранному материалу у нас получилась достаточно легкая лодка.
Если вас интересуют бюджетные лодки для рыбалки, наша статья поможет вам в их изготовлении.
Видео-руководство
knigastroitelya.ru