Что такое кран шаровой? Что такое кран шаровой
Что такое кран шаровой? | All-stab.ru
Кран шаровой представляет собой технически любой клапан, способный блокировать движение в одном или нескольких направлениях. На практике большинство людей относятся к блочному клапану в качестве шаровому крану из нержавеющей стали, который может препятствовать движению или допускать движение без ограничений. Это означает, что клапан не должен влиять на движение в выключенном положении и полностью блокировать движение в положении включения. Это определение отделяет его от некоторых стандартных типов клапанов и полностью удаляет односторонние клапаны из группировки. Наиболее распространенный тип блока клапана простой задвижки, хотя существуют сотни различных вариаций.
Задвижка имеет кожухи, немного большие, чем труба, к которой она подключена, и шток управления, который торчит сбоку. В вентиль встроен вентиль, который можно поднимать и опускать через внешний источник управления. Этот тип клапана распространен во многих различных машинах и может управляться вручную или с автоматизированной системой, подключенной непосредственно к клапану.
В самых широких терминах почти любой тип клапана может быть блочным клапаном. Все, что нужно сделать, это предотвратить движение по крайней мере одного направления в течение некоторого времени, и это соответствует требованиям. Поскольку это по существу любой клапан, существует тенденция сузить термин до более избирательной группировки.
С более ограничительным значением клапан должен делать две вещи. Когда клапан открыт, он не должен оказывать никакого влияния на движение текучего материала. Когда он закрыт, он должен полностью препятствовать перемещению материала через клапан.
Предоставляя материалу возможность беспрепятственного прохождения через клапан с открытым блоком, некоторые общие типы клапанов исключаются из группы. Например, шаровой клапан обычно имеет две камеры, и материал течет через них. Даже когда они открываются, текучие вещества разрушаются процессом перемещения из одной камеры в другую. Второе ограничение удаляет контрольные клапаны и другие односторонние клапаны из списка, поскольку материал блокируется только в одном направлении.
Это определение является скорее правилом большого пальца, чем фактической спецификацией. Поскольку истинный смысл блочного клапана настолько широк, у разных отраслей и процессов есть свои специфические значения для их оборудования. В результате, нередко для одной отрасли можно назвать конкретный тип клапана клапана, в то время как другой нет.
all-stab.ru
Шаровой или шаровый как правильно | Как
» Как
ШАРОВОЙ это:
Смотреть что такое ШАРОВОЙ в других словарях:
шаровой — шаровидный, шарообразный, сферический, сферичный омбилический шаровый, бесплатный, толстый, дармовой, полный, наркоман Словарь русских синонимов. шаровой прил. 1. • серый • стальной • свинцовый • мышиный • мышастый … Словарь синонимов
ШАРОВОЙ — ШАРОВОЙ, ая, ое. 1. см. шар. 2. Имеющий форму шара. Шаровая молния. 3. Имеющий шаровидные устройства, детали. Шаровая мельница. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Шаровой — прил. 1. соотн. с сущ. шар I, связанный с ним 2. Свойственный шару [шар I], характерный для него. 3. Имеющий форму шара [шар I 1.]. 4. Имеющий в своей конструкции шаровидные детали. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
шаровой — шаровой, шаровая, шаровое, шаровые, шарового, шаровой, шарового, шаровых, шаровому, шаровой, шаровому, шаровым, шаровой, шаровую, шаровое, шаровые, шарового, шаровую, шаровое, шаровых, шаровым, шаровой, шаровою, шаровым, шаровыми, шаровом,#8230 … Формы слов
шаровой — ШАРОВИДНЫЙ, ая, ое, ШАРОВОЙ1, ая, ое. Толстый, полный с развитыми мышцами (о человеке). Штангисты ребята шаровидные. Шаровая молния толстая, энергичная женщина … Словарь русского арго
шаровой — шаров ой (к шар) … Русский орфографический словарь
шаровой — нарк. наркоман … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Как установить шаровый кран своими руками?
В данной статье будет рассмотрено, как правильно установить шаровый кран на водопроводные трубы и трубы отопления. Но для начала необходимо узнать обо всех плюсах и минусах, которые есть у шарового крана.
Преимущества шарового крана
В настоящее время шаровые краны являются самыми распространенными, так как они очень удобны и практичны, а одним из главных плюсов шаровых кранов, по сравнению со старыми традиционными кранами, является отсутствие необходимости менять прокладку, ведь устройство и принцип работы у шарового крана совсем другое.
Внутри шарового крана располагается металлический шар, который в одном положении открыт и не препятствует движению воды, а при повороте на 90 градусов он полностью перекрывает поток воды.
Недостатки шаровых кранов
Но у таких кранов есть и минусы. Если качество воды очень плохое, то шар может зашлаковаться. Если кран долгое время не поворачивать, особенно в случае использования его на горячей воде, то могут возникнуть проблемы с его закрытием, а иногда даже это становится невозможным. Поэтому, необходимо поворачивать его хотя бы один раз в два месяца для того, чтобы сбить все образовавшиеся на нем солевые отложения.
Если вода, протекающая через кран, содержит ржавчину, то при открытии и закрытии крана его поверхность может быть повреждена песком и окалиной, что приведет к тому, что в закрытом положении кран начнет протравливать. Также может возникнуть течь из-под сальника на кранах среднего качества, особенно часто такое происходит на отоплении и горячей воде. Конечно, кран можно подтянуть, но случается так, что гайка, которая поджимает сальник, начинает крутиться совместно с рычагом и течь крана не останавливается. А на некоторых моделях крана сальника вообще нет и, при появлении течи, его можно просто выкинуть и установить на его место новый кран.
Есть у шарового крана и еще один минус – он не может быть установлен в помещении, в котором температура может опускаться ниже 0 градусов, так как его может просто разорвать, если вода замерзнет.
Как правильно установить шаровый кран?
Последовательность необходимых действий, при установке на трубу шарового крана:
1. Если вы собираетесь заменить старый кран на новый, то сначала нужно снять старый, тщательно очистить от льна резьбу и затем попробовать накрутить новый кран. Часто случается такое, что после снятия старого крана, выясняется, что несколько витков просто сгнили и, поэтому, необходимо резьбу дорезать. При накручивании крана на трубу, на ней должно быть не менее четырех витков.
2. Если после снятия старого крана видно, что резьба находится в нормальном состоянии, то можно смело накручивать новый кран, который должен накручиваться не менее четырех оборотов. Но для начала нужно прогнать резьбу плашкой.
3. Если при проверке кран без льна может накрутиться на 4-5 оборотов, то нужно намотать лен и окончательно накрутить кран на трубу на 4-5 оборотов.
4. При монтаже отопления или водопровода, необходимо сначала наметить место, где будет установлен кран, затем отрезать трубу в этом месте, нарезать на ней резьбу и накрутить кран на 4-5 оборотов.
При наличии централизованной подачи отопления и высокого давления в системе, необходимо использовать краны, изготовленные фирмой Bugatti, так как они очень хорошо зарекомендовали себя. И не нужно устанавливать краны без сальника, так как при появлении течи, его не удастся отремонтировать.
Шаровые краны могут быть нескольких видов:
- Внутренняя резьба с обеих сторон
- Наружная резьба с обеих сторон
- С одной стороны внутренняя, а с другой наружная
- С одной стороны внутренняя, а с другой – американка.
Нужно быть внимательным и покупать то, что нужно именно вам.
Как правильно установить шаровой кран для газа?
Запорная арматура – это один из основных компонентов любого трубопровода, она имеет немалую стоимость из-за своей металлоемкости, но тем не менее без нее не обойтись, ни в промышленном, ни в бытовом энергоснабжении. Арматура, устанавливаемая на газопроводы должна отвечать наиболее строгим требованиям безопасности и одновременно позволять удобно регулировать подачу топлива, от плавного до резкого перекрытия.
Устройство шарового крана
Всем этим условиям соответствуют краны шарового типа – устройства, постепенно вытесняющие вентили, что неудивительно, ведь они более долговечны благодаря простой по сравнению с вентилями конструкции. Это устройство полуоборотного типа, то есть для открытия или перекрытия трубопровода не понадобится долгое время вращать ручку, достаточно повернуть ее на 90 . Внутри корпуса, выполненного из нержавеющей стали, установлен стальной шар, имеющий сквозное отверстие, при повороте параллельно оси крана проход становится открытым, для перекрытия необходимо повернуть шар перпендикулярно.
Устанавливаемые на газовых трубопроводах краны имеют удлиненную ручку, которая действует как рычаг и позволяет без приложения лишних усилий открыть и закрыть трубопровод. На бытовых абонентских трубопроводах, на стороне абонента, используются шаровые краны с метрической резьбой и имеющие диаметр фланцев 1/2 дюйма. Монтаж крана не занимает много времени, однако имеет свои особенности, отличные от установки водопроводной арматуры.
Монтаж шарового крана
Газ взрывоопасен, поэтому очень важно предпринять все необходимые меры безопасности, то есть отключить подачу топлива на вводном вентиле. В частном доме он находится в месте входа газовой трубы на территорию домостроения абонента, а в многоквартирном внизу стояка - это, как правило, на площадке первого или второго этажа.
Убедившись, что давления в трубопроводе нет, можно приступать к снятию старого крана, для чего лучше всего применять разводной ключ, что ускорит демонтаж. Особое внимание необходимо уделить состоянию резьбы на газовой трубе, если она от времени покрылась ржавчиной и старый кран снимается туго, то после снятия надо прочистить канавки резьбы - для этого используют плашку либо гайку, ее несколько раз необходимо прогнать по резьбе, пока в передвижении не станет ощущаться легкость.
Краны шаровые газовые не уплотняются резиновыми прокладками, для этого используются паронитовые, не вступающие в реакцию с газо-воздушной смесью и не поддерживающие горения. Чаще всего, кроме одной прокладки уплотнения не требуется, но иногда может случиться так, что резьба на патрубке меньше резьбы внутри крана, поэтому невозможно выполнить прижим прокладки к уплотнительному кольцу. В таком случае можно поверх первой положить еще одну прокладку, пока герметичность не будет достигнута.
Не следует накручивать кран до упора, так как это приведет к порче прокладок, он должен без особых усилий накручиваться руками. В большинстве случаев, при монтаже крана, ручка всегда мешает, поскольку труба идет достаточно близко к стене. Чтобы упростить процесс, не повредить трубопровод и покрытие стены, ручку снимают и слегка отодвигают трубопровод, чего вполне достаточно для легкого монтажа. После окончания работы, необходимо плавно наполнить газопровод, открыв вводной вентиль и проверить герметичность на слух, а также обмылив фланцы крана с обеих сторон. При отсутствии утечек, поверхность раствора останется спокойной, если же наблюдается выход газа, то возможно необходимо просто подкрутить кран по резьбе, чтобы хорошо прижать прокладки.
Источники: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1090426, http://postroy-sam.com/kak-ustanovit-sharovyj-kran.html, http://www.ktovdome.ru/ty_i_tvoy_dom/molot/15748.html
restart24.ru
Шаровой кран - это... Что такое Шаровой кран?
Шаровой кран — разновидность трубопроводного крана, запирающий или регулирующий элемент которого имеет сферическую форму[1]. Это один из современных и прогрессивных типов запорной арматуры, находящий всё большее применение для различных условий работы в трубопроводах, транспортирующих природный газ и нефть, системах городского газоснабжения и других областях. Имеется также возможность использовать его в качестве регулирующей арматуры[2][3].
Конструкция шаровых кранов не является новинкой и известна уже более 100 лет, однако в ранних вариантах она не обеспечивала плотного перекрытия прохода среды из-за трудности её обеспечения металлическими поверхностями шаровой пробки и сёдел корпуса. Появление и внедрение в арматуростроение таких материалов как фторопласт, синтетических каучуков для изготовления сёдел привели к началу широкого использования шаровых кранов. Новые материалы позволили обеспечить плотность закрытия и существенно снизить усилия, необходимые для управления краном.
Подвижным элементом (затвором) таких кранов служит пробка сферической формы — шар, по оси которой выполнено сквозное круглое отверстие для прохода среды. В проходных кранах для полного закрытия или открытия прохода достаточно повернуть шар на 90°. Диаметр отверстия чаще всего соответствует внутреннему диаметру трубопровода, на который устанавливается кран, называющийся в этом случае полнопроходным. Гидравлические потери при проходе рабочей среды через полностью открытый кран весьма малы, практически такие же как при проходе среды через трубу, равную по длине корпусу крана, что в разы меньше, чем в других типах запорной арматуры. Это ценное качество сделало шаровые краны основным запорным устройством на линейной части магистральных газопроводов. Однако для уменьшения габаритов и крутящих моментов, необходимых для управления арматурой, иногда применяются суженные краны. Кроме вышесказанного шаровые краны имеют ряд других достоинств, среди которых:
- простота конструкции;
- высокая и надёжная герметичность;
- небольшие габариты;
- простая форма проточной части и отсутствие в ней застойных зон;
- удобное управление;
- малое время, затрачиваемое на поворот;
- применимость для вязких и загрязнённых сред, суспензий, пульп и шламов.
Как недостаток можно отметить необходимость наличия «мёртвой» зоны для поворота у кранов с консольной ручкой. Данный недостаток можно компенсировать краном с ручкой-барашком.
Сёдла в корпусе выполняются в виде колец из различных видов пластмасс (в основном фторопласта), что обеспечивает надёжную герметичность, лёгкость и плавность поворота шаровой пробки, но ограничивают применения таких кранов для сред с температурой не более 200 °C.
Управляются шаровые краны вручную (на малых диаметрах) и с использованием механизированного привода — электрического, пневмо- и гидравлического, причём для кранов на газопроводах имеется возможность использовать в качестве управляющей среды пневмопривода рабочую среду, транспортируемую по трубопроводу[2][3]. В быту шаровой кран может называться полуоборотным.
Устройство
На поясняющем рисунке изображены:
- корпус крана (1);
- сёдла в виде уплотнительных колец (2);
- затвор в виде шаровой пробки (3);
- рукоятка для ручного управления (4);
- шпиндель крана, передающий усилие от рукоятки затвору (5).
Шаровые краны имеют большое разнообразие исполнений, но основные их различия — в конструкциях запорных органов: с плавающим шаром и с шаром в опорах.
Конструкции запорных органов
Плавающий шар. Шары с цапфой для установки в опоры.С плавающим шаром
В этом случае шаровая пробка не связана жёстко со шпинделем, может перемещаться по отношению к нему и под действием давления среды со стороны входа прижиматься к уплотнительному кольцу со стороны выхода, герметизируя таким образом кран. При больших диаметрах прохода и давлениях пробка создаёт чрезмерно большие нагрузки на уплотнительное кольцо, что затрудняет работу крана, поэтому такая конструкция обычно используется при номинальных диаметрах не более 200 мм.
С шаром в опорах
В таких кранах пробка устанавливается и поворачивается в опорах, она имеет осевой выступ (цапфу) в нижней части, входящий в специальное углубление, а сёдла под действием давления прижимаются к её сферической поверхности. Такая конструкция существенно снижает усилия, необходимые для управления краном и позволяет применять приводные устройства меньшей мощности, чем для кранов с плавающим шаром, однако такие устройства конструктивно сложнее и имеют более высокую стоимость.
Фиксирующая цапфа пробки при этом может иметь подшипники качения или самосмазывающиеся подшипники скольжения, что используется в большом количестве конструкций[2][3].
См. также
Примечания
med.academic.ru
Шаровой кран - это... Что такое Шаровой кран?
Шаровой кран — разновидность трубопроводного крана, запирающий или регулирующий элемент которого имеет сферическую форму[1]. Это один из современных и прогрессивных типов запорной арматуры, находящий всё большее применение для различных условий работы в трубопроводах, транспортирующих природный газ и нефть, системах городского газоснабжения и других областях. Имеется также возможность использовать его в качестве регулирующей арматуры[2][3].
Конструкция шаровых кранов не является новинкой и известна уже более 100 лет, однако в ранних вариантах она не обеспечивала плотного перекрытия прохода среды из-за трудности её обеспечения металлическими поверхностями шаровой пробки и сёдел корпуса. Появление и внедрение в арматуростроение таких материалов как фторопласт, синтетических каучуков для изготовления сёдел привели к началу широкого использования шаровых кранов. Новые материалы позволили обеспечить плотность закрытия и существенно снизить усилия, необходимые для управления краном.
Подвижным элементом (затвором) таких кранов служит пробка сферической формы — шар, по оси которой выполнено сквозное круглое отверстие для прохода среды. В проходных кранах для полного закрытия или открытия прохода достаточно повернуть шар на 90°. Диаметр отверстия чаще всего соответствует внутреннему диаметру трубопровода, на который устанавливается кран, называющийся в этом случае полнопроходным. Гидравлические потери при проходе рабочей среды через полностью открытый кран весьма малы, практически такие же как при проходе среды через трубу, равную по длине корпусу крана, что в разы меньше, чем в других типах запорной арматуры. Это ценное качество сделало шаровые краны основным запорным устройством на линейной части магистральных газопроводов. Однако для уменьшения габаритов и крутящих моментов, необходимых для управления арматурой, иногда применяются суженные краны. Кроме вышесказанного шаровые краны имеют ряд других достоинств, среди которых:
- простота конструкции;
- высокая и надёжная герметичность;
- небольшие габариты;
- простая форма проточной части и отсутствие в ней застойных зон;
- удобное управление;
- малое время, затрачиваемое на поворот;
- применимость для вязких и загрязнённых сред, суспензий, пульп и шламов.
Как недостаток можно отметить необходимость наличия «мёртвой» зоны для поворота у кранов с консольной ручкой. Данный недостаток можно компенсировать краном с ручкой-барашком.
Сёдла в корпусе выполняются в виде колец из различных видов пластмасс (в основном фторопласта), что обеспечивает надёжную герметичность, лёгкость и плавность поворота шаровой пробки, но ограничивают применения таких кранов для сред с температурой не более 200 °C.
Управляются шаровые краны вручную (на малых диаметрах) и с использованием механизированного привода — электрического, пневмо- и гидравлического, причём для кранов на газопроводах имеется возможность использовать в качестве управляющей среды пневмопривода рабочую среду, транспортируемую по трубопроводу[2][3]. В быту шаровой кран может называться полуоборотным.
Устройство
На поясняющем рисунке изображены:
- корпус крана (1);
- сёдла в виде уплотнительных колец (2);
- затвор в виде шаровой пробки (3);
- рукоятка для ручного управления (4);
- шпиндель крана, передающий усилие от рукоятки затвору (5).
Шаровые краны имеют большое разнообразие исполнений, но основные их различия — в конструкциях запорных органов: с плавающим шаром и с шаром в опорах.
Конструкции запорных органов
Плавающий шар. Шары с цапфой для установки в опоры.С плавающим шаром
В этом случае шаровая пробка не связана жёстко со шпинделем, может перемещаться по отношению к нему и под действием давления среды со стороны входа прижиматься к уплотнительному кольцу со стороны выхода, герметизируя таким образом кран. При больших диаметрах прохода и давлениях пробка создаёт чрезмерно большие нагрузки на уплотнительное кольцо, что затрудняет работу крана, поэтому такая конструкция обычно используется при номинальных диаметрах не более 200 мм.
С шаром в опорах
В таких кранах пробка устанавливается и поворачивается в опорах, она имеет осевой выступ (цапфу) в нижней части, входящий в специальное углубление, а сёдла под действием давления прижимаются к её сферической поверхности. Такая конструкция существенно снижает усилия, необходимые для управления краном и позволяет применять приводные устройства меньшей мощности, чем для кранов с плавающим шаром, однако такие устройства конструктивно сложнее и имеют более высокую стоимость.
Фиксирующая цапфа пробки при этом может иметь подшипники качения или самосмазывающиеся подшипники скольжения, что используется в большом количестве конструкций[2][3].
См. также
Примечания
ushakov.academic.ru
Шаровой кран - это... Что такое Шаровой кран?
Шаровой кран — разновидность трубопроводного крана, запирающий или регулирующий элемент которого имеет сферическую форму[1]. Это один из современных и прогрессивных типов запорной арматуры, находящий всё большее применение для различных условий работы в трубопроводах, транспортирующих природный газ и нефть, системах городского газоснабжения и других областях. Имеется также возможность использовать его в качестве регулирующей арматуры[2][3].
Конструкция шаровых кранов не является новинкой и известна уже более 100 лет, однако в ранних вариантах она не обеспечивала плотного перекрытия прохода среды из-за трудности её обеспечения металлическими поверхностями шаровой пробки и сёдел корпуса. Появление и внедрение в арматуростроение таких материалов как фторопласт, синтетических каучуков для изготовления сёдел привели к началу широкого использования шаровых кранов. Новые материалы позволили обеспечить плотность закрытия и существенно снизить усилия, необходимые для управления краном.
Подвижным элементом (затвором) таких кранов служит пробка сферической формы — шар, по оси которой выполнено сквозное круглое отверстие для прохода среды. В проходных кранах для полного закрытия или открытия прохода достаточно повернуть шар на 90°. Диаметр отверстия чаще всего соответствует внутреннему диаметру трубопровода, на который устанавливается кран, называющийся в этом случае полнопроходным. Гидравлические потери при проходе рабочей среды через полностью открытый кран весьма малы, практически такие же как при проходе среды через трубу, равную по длине корпусу крана, что в разы меньше, чем в других типах запорной арматуры. Это ценное качество сделало шаровые краны основным запорным устройством на линейной части магистральных газопроводов. Однако для уменьшения габаритов и крутящих моментов, необходимых для управления арматурой, иногда применяются суженные краны. Кроме вышесказанного шаровые краны имеют ряд других достоинств, среди которых:
- простота конструкции;
- высокая и надёжная герметичность;
- небольшие габариты;
- простая форма проточной части и отсутствие в ней застойных зон;
- удобное управление;
- малое время, затрачиваемое на поворот;
- применимость для вязких и загрязнённых сред, суспензий, пульп и шламов.
Как недостаток можно отметить необходимость наличия «мёртвой» зоны для поворота у кранов с консольной ручкой. Данный недостаток можно компенсировать краном с ручкой-барашком.
Сёдла в корпусе выполняются в виде колец из различных видов пластмасс (в основном фторопласта), что обеспечивает надёжную герметичность, лёгкость и плавность поворота шаровой пробки, но ограничивают применения таких кранов для сред с температурой не более 200 °C.
Управляются шаровые краны вручную (на малых диаметрах) и с использованием механизированного привода — электрического, пневмо- и гидравлического, причём для кранов на газопроводах имеется возможность использовать в качестве управляющей среды пневмопривода рабочую среду, транспортируемую по трубопроводу[2][3]. В быту шаровой кран может называться полуоборотным.
Устройство
На поясняющем рисунке изображены:
- корпус крана (1);
- сёдла в виде уплотнительных колец (2);
- затвор в виде шаровой пробки (3);
- рукоятка для ручного управления (4);
- шпиндель крана, передающий усилие от рукоятки затвору (5).
Шаровые краны имеют большое разнообразие исполнений, но основные их различия — в конструкциях запорных органов: с плавающим шаром и с шаром в опорах.
Конструкции запорных органов
Плавающий шар. Шары с цапфой для установки в опоры.С плавающим шаром
В этом случае шаровая пробка не связана жёстко со шпинделем, может перемещаться по отношению к нему и под действием давления среды со стороны входа прижиматься к уплотнительному кольцу со стороны выхода, герметизируя таким образом кран. При больших диаметрах прохода и давлениях пробка создаёт чрезмерно большие нагрузки на уплотнительное кольцо, что затрудняет работу крана, поэтому такая конструкция обычно используется при номинальных диаметрах не более 200 мм.
С шаром в опорах
В таких кранах пробка устанавливается и поворачивается в опорах, она имеет осевой выступ (цапфу) в нижней части, входящий в специальное углубление, а сёдла под действием давления прижимаются к её сферической поверхности. Такая конструкция существенно снижает усилия, необходимые для управления краном и позволяет применять приводные устройства меньшей мощности, чем для кранов с плавающим шаром, однако такие устройства конструктивно сложнее и имеют более высокую стоимость.
Фиксирующая цапфа пробки при этом может иметь подшипники качения или самосмазывающиеся подшипники скольжения, что используется в большом количестве конструкций[2][3].
См. также
Примечания
dal.academic.ru
Шаровой кран - это... Что такое Шаровой кран?
Шаровой кран — разновидность трубопроводного крана, запирающий или регулирующий элемент которого имеет сферическую форму[1]. Это один из современных и прогрессивных типов запорной арматуры, находящий всё большее применение для различных условий работы в трубопроводах, транспортирующих природный газ и нефть, системах городского газоснабжения и других областях. Имеется также возможность использовать его в качестве регулирующей арматуры[2][3].
Конструкция шаровых кранов не является новинкой и известна уже более 100 лет, однако в ранних вариантах она не обеспечивала плотного перекрытия прохода среды из-за трудности её обеспечения металлическими поверхностями шаровой пробки и сёдел корпуса. Появление и внедрение в арматуростроение таких материалов как фторопласт, синтетических каучуков для изготовления сёдел привели к началу широкого использования шаровых кранов. Новые материалы позволили обеспечить плотность закрытия и существенно снизить усилия, необходимые для управления краном.
Подвижным элементом (затвором) таких кранов служит пробка сферической формы — шар, по оси которой выполнено сквозное круглое отверстие для прохода среды. В проходных кранах для полного закрытия или открытия прохода достаточно повернуть шар на 90°. Диаметр отверстия чаще всего соответствует внутреннему диаметру трубопровода, на который устанавливается кран, называющийся в этом случае полнопроходным. Гидравлические потери при проходе рабочей среды через полностью открытый кран весьма малы, практически такие же как при проходе среды через трубу, равную по длине корпусу крана, что в разы меньше, чем в других типах запорной арматуры. Это ценное качество сделало шаровые краны основным запорным устройством на линейной части магистральных газопроводов. Однако для уменьшения габаритов и крутящих моментов, необходимых для управления арматурой, иногда применяются суженные краны. Кроме вышесказанного шаровые краны имеют ряд других достоинств, среди которых:
- простота конструкции;
- высокая и надёжная герметичность;
- небольшие габариты;
- простая форма проточной части и отсутствие в ней застойных зон;
- удобное управление;
- малое время, затрачиваемое на поворот;
- применимость для вязких и загрязнённых сред, суспензий, пульп и шламов.
Как недостаток можно отметить необходимость наличия «мёртвой» зоны для поворота у кранов с консольной ручкой. Данный недостаток можно компенсировать краном с ручкой-барашком.
Сёдла в корпусе выполняются в виде колец из различных видов пластмасс (в основном фторопласта), что обеспечивает надёжную герметичность, лёгкость и плавность поворота шаровой пробки, но ограничивают применения таких кранов для сред с температурой не более 200 °C.
Управляются шаровые краны вручную (на малых диаметрах) и с использованием механизированного привода — электрического, пневмо- и гидравлического, причём для кранов на газопроводах имеется возможность использовать в качестве управляющей среды пневмопривода рабочую среду, транспортируемую по трубопроводу[2][3]. В быту шаровой кран может называться полуоборотным.
Устройство
На поясняющем рисунке изображены:
- корпус крана (1);
- сёдла в виде уплотнительных колец (2);
- затвор в виде шаровой пробки (3);
- рукоятка для ручного управления (4);
- шпиндель крана, передающий усилие от рукоятки затвору (5).
Шаровые краны имеют большое разнообразие исполнений, но основные их различия — в конструкциях запорных органов: с плавающим шаром и с шаром в опорах.
Конструкции запорных органов
Плавающий шар. Шары с цапфой для установки в опоры.С плавающим шаром
В этом случае шаровая пробка не связана жёстко со шпинделем, может перемещаться по отношению к нему и под действием давления среды со стороны входа прижиматься к уплотнительному кольцу со стороны выхода, герметизируя таким образом кран. При больших диаметрах прохода и давлениях пробка создаёт чрезмерно большие нагрузки на уплотнительное кольцо, что затрудняет работу крана, поэтому такая конструкция обычно используется при номинальных диаметрах не более 200 мм.
С шаром в опорах
В таких кранах пробка устанавливается и поворачивается в опорах, она имеет осевой выступ (цапфу) в нижней части, входящий в специальное углубление, а сёдла под действием давления прижимаются к её сферической поверхности. Такая конструкция существенно снижает усилия, необходимые для управления краном и позволяет применять приводные устройства меньшей мощности, чем для кранов с плавающим шаром, однако такие устройства конструктивно сложнее и имеют более высокую стоимость.
Фиксирующая цапфа пробки при этом может иметь подшипники качения или самосмазывающиеся подшипники скольжения, что используется в большом количестве конструкций[2][3].
См. также
Примечания
dikc.academic.ru
Шаровой кран - это... Что такое Шаровой кран?
Шаровой кран — разновидность трубопроводного крана, запирающий или регулирующий элемент которого имеет сферическую форму[1]. Это один из современных и прогрессивных типов запорной арматуры, находящий всё большее применение для различных условий работы в трубопроводах, транспортирующих природный газ и нефть, системах городского газоснабжения и других областях. Имеется также возможность использовать его в качестве регулирующей арматуры[2][3].
Конструкция шаровых кранов не является новинкой и известна уже более 100 лет, однако в ранних вариантах она не обеспечивала плотного перекрытия прохода среды из-за трудности её обеспечения металлическими поверхностями шаровой пробки и сёдел корпуса. Появление и внедрение в арматуростроение таких материалов как фторопласт, синтетических каучуков для изготовления сёдел привели к началу широкого использования шаровых кранов. Новые материалы позволили обеспечить плотность закрытия и существенно снизить усилия, необходимые для управления краном.
Подвижным элементом (затвором) таких кранов служит пробка сферической формы — шар, по оси которой выполнено сквозное круглое отверстие для прохода среды. В проходных кранах для полного закрытия или открытия прохода достаточно повернуть шар на 90°. Диаметр отверстия чаще всего соответствует внутреннему диаметру трубопровода, на который устанавливается кран, называющийся в этом случае полнопроходным. Гидравлические потери при проходе рабочей среды через полностью открытый кран весьма малы, практически такие же как при проходе среды через трубу, равную по длине корпусу крана, что в разы меньше, чем в других типах запорной арматуры. Это ценное качество сделало шаровые краны основным запорным устройством на линейной части магистральных газопроводов. Однако для уменьшения габаритов и крутящих моментов, необходимых для управления арматурой, иногда применяются суженные краны. Кроме вышесказанного шаровые краны имеют ряд других достоинств, среди которых:
- простота конструкции;
- высокая и надёжная герметичность;
- небольшие габариты;
- простая форма проточной части и отсутствие в ней застойных зон;
- удобное управление;
- малое время, затрачиваемое на поворот;
- применимость для вязких и загрязнённых сред, суспензий, пульп и шламов.
Как недостаток можно отметить необходимость наличия «мёртвой» зоны для поворота у кранов с консольной ручкой. Данный недостаток можно компенсировать краном с ручкой-барашком.
Сёдла в корпусе выполняются в виде колец из различных видов пластмасс (в основном фторопласта), что обеспечивает надёжную герметичность, лёгкость и плавность поворота шаровой пробки, но ограничивают применения таких кранов для сред с температурой не более 200 °C.
Управляются шаровые краны вручную (на малых диаметрах) и с использованием механизированного привода — электрического, пневмо- и гидравлического, причём для кранов на газопроводах имеется возможность использовать в качестве управляющей среды пневмопривода рабочую среду, транспортируемую по трубопроводу[2][3]. В быту шаровой кран может называться полуоборотным.
Устройство
На поясняющем рисунке изображены:
- корпус крана (1);
- сёдла в виде уплотнительных колец (2);
- затвор в виде шаровой пробки (3);
- рукоятка для ручного управления (4);
- шпиндель крана, передающий усилие от рукоятки затвору (5).
Шаровые краны имеют большое разнообразие исполнений, но основные их различия — в конструкциях запорных органов: с плавающим шаром и с шаром в опорах.
Конструкции запорных органов
Плавающий шар. Шары с цапфой для установки в опоры.С плавающим шаром
В этом случае шаровая пробка не связана жёстко со шпинделем, может перемещаться по отношению к нему и под действием давления среды со стороны входа прижиматься к уплотнительному кольцу со стороны выхода, герметизируя таким образом кран. При больших диаметрах прохода и давлениях пробка создаёт чрезмерно большие нагрузки на уплотнительное кольцо, что затрудняет работу крана, поэтому такая конструкция обычно используется при номинальных диаметрах не более 200 мм.
С шаром в опорах
В таких кранах пробка устанавливается и поворачивается в опорах, она имеет осевой выступ (цапфу) в нижней части, входящий в специальное углубление, а сёдла под действием давления прижимаются к её сферической поверхности. Такая конструкция существенно снижает усилия, необходимые для управления краном и позволяет применять приводные устройства меньшей мощности, чем для кранов с плавающим шаром, однако такие устройства конструктивно сложнее и имеют более высокую стоимость.
Фиксирующая цапфа пробки при этом может иметь подшипники качения или самосмазывающиеся подшипники скольжения, что используется в большом количестве конструкций[2][3].
См. также
Примечания
3dic.academic.ru