Что такое ковер. Что такое ковер
Ковёр что это? Значение слова Ковёр
Значение слова Ковёр по Ефремовой:
Ковёр — 1. Тканое изделие из шерстяной, шелковой и т.п. пряжи, часто с ворсом, обычно многоцветное, узорчатое, употребляемое для покрытия пола, дивана, украшения стен и т.п. // Такое изделие, расстилаемое на спортивной или цирковой арене. 2. перен. Что-л., образующее на поверхности земли сплошной покров.
Значение слова Ковёр по словарю Ушакова:
КОВЁР ковра, м. 1. Тяжеловесная, узорчатая ткань, обычно с ворсом, машинной или ручной работы, употр. в качестве подстилки на полу, покрытия или украшения на стену. Вышитый ковер. Персидский ковер. Ковер на стене. Пол устлан коврами. 2. перен. О траве, цветах, снеге (книжн. поэт.). По зеленому ковру луга. Цветники разрослись пышными коврами. Ковер зимы покрыл холмы, луга и долы. Баратынский.
Определение слова «Ковёр» по БСЭ:
Ковёр — художественное текстильное изделие, обычно с многоцветными узорами или изображениями, служащее главным образом для украшения и утепления помещений, а также для звукопоглощения (бесшумности).Самые ранние из сохранившихся ворсовых и войлочных К. были найдены на территории СССР (см. Пазырыкские курганы). Сохранились свидетельства о существовании К. в Ассирии и Вавилоне.Художественные особенности К. определяются фактурой ткани (ворсовой или безворсовой поверхности), характером материала (шерсти, шёлка, льна, хлопка и др.. например, шерсть даёт тончайшие переливы ворса) и красителей, форматом, соотношением бордюра и центрального поля К., характером и композицией орнамента (растительный, геометрический или какой-либо др., размещенного в полосах, медальонах, рядами и т.д.), цветовым построением.Из К. Востока наиболее широко известны иранские, турецкие, туркменские и азербайджанские. Иранские К. классифицируются по месту производства (например, «исфахан», «кашан», «фараган», «джоушаган», «хорасан» и так далее)или по типу орнамента («медальонные», охотничьи», «звериные», «садовые», «вазовые»). они характеризуются большей частью высокой плотностью (особенно К. Исфахана и Кашана), сложным растительным и геометрическим орнаментом, в который часто включаются надписи, изображения людей и животных, многополосной каймой и чрезвычайно богатой и разнообразной палитрой. Турецкие К., которые также делятся по месту производства(«ушак», «бергама», «ладик», «гиордес», «кула» и пр.), украшаются орнаментом из крупных, сильно стилизованных или геометризованных растительных мотивов, как правило, яркой, контрастной расцветки. Типичны молитвенные К. с изображением михраба с лампой внутри него, 2 колонками по сторонам и надписями (стихи Корана) вокруг него. Туркменские К. классифицируются по родоплеменной принадлежности (текинские, йомудские, эрсаринские, сарыкские и др.). Орнамент центрального поля составлен из повторяющегося рядами родоплеменного знака — геля (8-угольный медальон), форма и заполнительный узор которого различны у различных племен. Расцветка большинства гёлей диагональная. Для всех туркменских К. (кроме типа «бешир»)характерна единая цветовая гамма, построенная на многообразии оттенков красного цвета. Азербайджанские К., чрезвычайно разнообразные по видам, также различаются по месту производства. Для одних видов («куба», «ширван», «казах», «зенджа» и пр.)характерны сложные геометрические узоры, которые включают схематические фигурки животных и людей, и размещенные по одной оси в центральном поле фигурные многоугольные или звездчатые медальоны, для др.(«Карабах» и пр.) — разнообразный растительный орнамент с обилием цветочных мотивов. Азербайджанские К. выделяются звучным колоритом, построенным на сочетании локальных интенсивных тонов.В западноевропейском ковроткачестве, в котором особое место занимают с 16 в. Шпалеры (фламандские, французские, немецкие), в 17-18 вв. выделяются ворсовые К. мануфактуры Савоньри, основанной в 1624 в Париже (в помещениях бывшей мыловаренной мануфактуры, откуда и название её — от savon, т. е. мыло). Это К. с пышным полихромным цветочным и арабесковым барочным орнаментом, обычно на чёрном фоне. Под их влиянием вырабатывались ворсовые К. в Англии и Испании. В 19 в. с развитием фабричного производства художественный уровень западноевропейского ковроделия резко падает. Однако к середине 20 в. в ряде стран (особенно во Франции) делаются успешные попытки вывести из тупика эту отрасль художественного ремесла, вернуть ей былое значение. Заметные успехи в этой области достигнуты в Польше, Болгарии, Румынии, Югославии, где возрождается изготовление как ворсовых, так и безворсовых ручных К. с геометрическим и стилизованным растительным орнаментом.В Европейской части СССР ковроделие издавна развивалось на Украине (главным образом безворсовые К.-Килимы: в центральных районах — с узором из плоскостно трактованных и размещенных рядами цветов на чёрном, голубом или светло-жёлтом фоне, а в западных — с геометрическим узором). Килимы ярких расцветок с мотивами цветочных веток и вазонов, а также с геометризованным орнаментом ткутся в Молдавии. Из русских К. особенно известны курские и воронежские — безворсовые. с объёмно трактованными цветами натуральной расцветки на чёрном фоне. В Тюменской области ткутся высоковорсовые К. с цветочным орнаментом. В СССР после 1917 мастера-ковроделы, организованы в артели, ведут поиски выразительных средств для воплощения нового мироощущения. В то же время ими используются старые традиции и приёмы. Большая роль в этих исканиях принадлежит ковровой лаборатории при НИИ художественной промышленности, ковровым производственным объединениям Азербайджанской ССР и Туркменской ССР, экспериментально-художественным мастерским.В оборудовании современного жилого и общественного интерьера ковровые материалы и изделия находят все более широкое применение в качестве покрытия полов, мебели, стен и так далее. В зависимости от назначения (области применения) и степени интенсивности динамических и статических нагрузок (неодинаковых в жилых или общественных помещениях, каютах судов, салонах самолетов, вертолётов и автомашин) К. имеют различную структуру и фактуру: гладкие (без ворса), с разрезным, неразрезным и комбинированным ворсом (высоким и низким). По способу выработки различают К. ручной и машинной (с середины 19 в.) работы, тканные и вязаные. К ковровым изделиям относятся также узорчатые войлоки (кошмы).Правильный выбор волокнистых материалов и нитей с заранее заданными свойствами (малорастяжимые, текстурированные и кордные нити), пряжи для ворса и каркаса с использованием натуральных и химических штапельных волокон (лавсан, капрон, полипропилен, мтилон и др.) в значительной степени предопределяют тип К., область применения, его надежность, долговечность. К. (ворсовые и безворсовые) в СССР изготовляются ручным способом на вертикальных и горизонтальных ковроткацких станках (масса 1 мІ в кг — 2,5. 3,2 и более), а также при помощи машин (масса 1 мІ в кг — 1,8-2,2. 2,5). Машинное ковроткачество более производительно, чем ручное. Ковровщица при вязке ворсового узла выполняет в год в среднем 10-12 мІ К. Выработка идентичных по рисунку, колориту, плотности (число ворсовых пучков по горизонтали и вертикали), внешнему виду машинных тканых жаккардовых двухполотенных К. с разрезным ворсом достигает 4-6 мІ за 1 час.Однако по качеству исполнения и сложности рисунка ручные К. не превзойдены, поэтому их стоимость выше. При ручном ковроткачестве ворс образуется путём завязывания узлов из разноцветной гребенной или аппаратной ворсовой пряжи на нитях основы (рис. 1). Концы ворсовых узлов выводятся на лицевую сторону и равномерно обрезаются, формируя опорную поверхность на особо прочном каркасе ткани, состоящем из кордных нитей основ и утка. Узлы располагаются горизонтальными рядами. После каждого ряда пропускаются нити утка, а затем металлической гребёнкой весь ряд плотно прибивается к предыдущему. Безворсовые ручные К. (килим, палас, шпалера, сумах) формируются следующим образом (рис. 2): двусторонняя ткань килима образуется сцеплением (перевивкой) цветных нитей утка, которые плотно прикрывают нити основы, паласа — без сцепления цветных утков (поэтому по границам рисунка получаются просветы или зазоры), сумаха (односторонний К. полотняного переплетения) — стежками,«косичками» (на лицевой поверхности К. цветной уток обвивается каждой парой нитей основы), шпалеры — с вводом цветных нитей на изнаночную сторону.Механическое ткачество безворсовых К. мало отличается от изготовления обычных многослойных декоративных тканей и выполняется на многочелночных станках, оснащенных машиной Жаккарда (см. Жаккарда машина).На ковроткацком станке, оснащенном машиной Жаккарда, изготовляются одновременно два пяти- шестицветных К.- верхнее и нижнее полотно. Оба полотна расположены друг от друга на расстоянии, определяемом высотой ворса, К. имеют общую ворсовую, коренную и настилочную основы. Нити основ верхнего и нижнего полотна переплетаются нитями утка, а затем разрезаются ножом (рис. 3).Многоцветные К. с разрезным ворсом бывают ленточными (синелевыми), трубчатыми (рис. 4) и жаккардовыми. Ленточные К. изготовляют на автоматических или механических ткацких станках. Производительность ленточного станка не более 1 мІ за 1 час.При жаккардовом способе рисунок К. образуется из ворсовой пряжи 8-12-16 цветов при помощи машины Жаккарда.Перспективно производство основовязаных трикотажных К. и ворсово-пришивных (тафтинговых) ковровых покрытий, в основном с неразрезным петельным ворсом. Такие К. выпускаются одно-двухцветные и меланжированные. Разработаны и применяются способы нанесения орнаментального рисунка на трикотажные, ворсово-прошивные (тафтинговые) и иглопробивные К. до 10-12 цветов печатью на машинах с сетчатыми шаблонами и вращающимися перфорированными цилиндрами. Трикотажные К. типа букле с неразрезным петельным ворсом вырабатываются на основовязальных рашель-машинах производительностью до 100 мІ за 1 час.Для ворсово-прошивного коврового покрытия отдельно изготовляют каркасную подкладочную ткань полотняного или саржевого переплетения на широких ткацких станках тяжёлого типа. Ворсо-прошивание осуществляется на многоигольной машине с рабочей шириной до 5 м. Ср. производительность ворсово-прошивной машины — 150 мІ за 1 час.Ковровые материалы, снятые со станков, обычно загрязнены и имеют различные дефекты. Чтобы устранить эти дефекты, очистить изделия, ввести недостающие нити, применяется отделка: пропарка и очистка, штопка, стрижка (для К. с разрезным ворсом), покрытие тыльной части аппретом для придания требуемой жесткости, прочного закрепления ворсового пучка-петли и предупреждения скольжения покрытия по полу. Основовязанные трикотажные и ворсово-пришивные К. обрабатываются раствором латекса (нанесение на тыльную часть К. гладкого или вафельного пенопласта). Тенденция развития машинного производства К. направлена на создание высокопроизводительного парка такого технологического оборудования, которое могло бы обеспечить те же структуру, прочность и разнообразие, что и у ручных К.Лит.: [Крыжановский Б.], Украинские и румынские килимы, Л., 1925. Ковры РСФСР [каталог], М., 1952. Яковлева Е. Г., Русские ковры, М., 1959. Левин Л. М., Свердлин В. И., Ковры и ковровые изделия, М., 1960. Керимов Л., Азербайджанский ковёр, Баку, [1961]. Руденко С. И., Древнейшие в мире художественные ковры и ткани…, М., 1968: Айрапетов Д. П., Кошкин В. Г., Левин Л. М., Синтетические ковровые материалы для покрытия полов, М., 1967. Hubel R., Ullstein Teppichbuch..,, В., 1965.Н. Ю. Бирюкова, Л. М. Левин.Рис. 1. Схемы вязки двойного узла: 1 — за две нити основы. 2 — за четыре нити основы. 3 — за одну нить основы. 4 — за две нити основы вертикально.Рис. 2. Структура безворсовых ручных ковров: 1 — палас. 2 — килим. 3 — шпалера. 4 — сумах.Рис. 3. Структура двухполотенных ковров: 1 — коренная основа. 2 — настилочная основа. 3 — ворсовая основа. 4 — нити утка. 5 — нож.Рис. 4. Структура трубчатых ковров: 1 — коренная основа. 2 — настилочная основа. 3 — уток. 4 — пучки ворсовой основы.Рис. 5. Структура жаккардовых ковров: 1 — коренная основа. 2 — настилочная основа. 3 — уток. 4 — пучки ворсовой основы.Салорский ковёр. Шерсть. 19 в. Музей изобразительных искусств Туркменской ССР. Ашхабад.Ковёр типа «ушак». Западная Анатолия (Турция). Шерсть. 17 в.Ковёр с изображением павильонов (фрагмент). Индия. Шёлк. 18 в. Эрмитаж. Ленинград.Ковёр с геометрическим узором (фрагмент). Египет. Шерсть. Около 1500. Музей ислама. Берлин.Ковёр из гробницы шейха Сефи в Ардебиле (Иран). Шерсть, шёлк. 1539-40.Музей Виктории и Альберта. Лондон.Большой «охотничий» ковёр (фрагмент). Кашан (Иран). Шёлк, металлические нити. Середина 16 в. Австрийский музей прикладного искусства. Вена.
Расскажите вашим друзьям что такое - Ковёр. Поделитесь этим на своей странице.
xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai
Ковёр - это... Что такое Ковёр?
Ковёр — плотное тканое изделие из пряжи различного рода (или синтетическая его имитация), употребляемое для покрытия полов, стен, иногда других поверхностей в помещении (столов, диванов и т. п.) в декоративных или утеплительных целях.
Ковер — одно из древнейших изобретений для декорирования и утепления любого дома: от юрты кочевого племени до роскошного дворца в барочном стиле. На протяжении многих веков ковер был не только символом достатка, но и предметом искусства, поскольку для его выделки требовался длительный кропотливый ручной труд.
Специфика обработки
По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые и войлочные.
С изобретением анилиновых красителей в XIX веке ковровое производство пережило настоящий бум. Ковры резко упали в цене, повысилась конкуренция. Вековую гегемонию Персии начали теснить Турция, Китай и даже Европа. Но самые лучшие ковры, например из шелковых нитей — по-прежнему весьма дороги. Сегодня анилиновые краски постепенно вытесняются полимерными и синтетическими, которые не нуждаются в закреплении и не линяют. Самое современное, третье поколение красителей — хромовые. По свойствам они практически неотличимы от натуральных, но не такие сочные по цвету.
Тем не менее, современные технологии позволили уравнять качество синтетических ковров с классическими шерстяными. При том, что синтетические ковры серьёзно выигрывают в эксплуатации: за ними проще ухаживать.
В зависимости от технологии производства и способа закрепления пряжи на основе выделяют следующие типы ковров: тканые, плетеные, войлочные, тафтинговые (от англ. tuft — «растить пучками») и иглопробивные. Иглопробивное и тафтинговое производства скоростные, автоматизированные, дешевые. Процесс изготовления тканых ковров значительно медленнее и сложнее. Имитируя традиционную ручную работу, тканые ковры ощутимо дороже тафтинговых и иглопробивных. Они представляют собой плоские текстильные изделия, состоящие из двух перекрещивающихся систем нитей: продольных и поперечных.
История ковроткачества
Женщины, работающие на ткацком станке. Фреска из Бени-Хассана. Древний Египет, X век до н. э.История тканных ковров насчитывает не одну тысячу лет, и поэтому, естественно, в ковроткачестве были свои периоды расцвета и упадка.
С давних пор люди украшали жилище коврами. Простые, тканые вручную и плотные куски связанной материи служили не только декоративным целям, но и свидетельствовали о достатке хозяев, а главное — служили надежным способом защиты от холода.
Первые в истории тканые картины, изготовленные в технике ковров, датируют XVI—XI веками до н. э. Их изображения нашли в гробнице Тутмоса IV, эпохи Нового Царства. А найденная в Бени-Хассане фреска (X век до н. э.) скрывала самое древнее в истории изображение процесса изготовления ковров.
Самый древний из сохранившихся ворсовых ковров был создан в V в. до н. э.. Археологи обнаружили его в знаменитом Пазырыкском кургане на Алтае, и теперь он хранится в Эрмитаже. Место создания ковра является предметом дискуссий. Почти наверняка он был создан в Центральной или Западной Азии. Одним из возможных мест называется Армения[1][2] . Пазырыкский ковер украшен лаконичным орнаментом с ярко выраженными антропоморфными и зооморфными элементами (всадники на лошадях).
Этот вид покрытия служил не только украшением, но и хранителем ценной информации. Зачастую ковер можно было читать как книгу. При правильном хранении ковры могут жить не одну сотню и даже тысячу лет.
В культуре кочевых народов ковры получили особое признание и стали широко распространяться по ареалам обитания племен, живущих в легких домах, юртах. Рождение ковра в среде кочевых народов было обусловлено самим их бытом — резко континентальным климатом.
Ислам, запрещавший изображение живых творений Аллаха, диктовал свои суровые, аскетичные правила: с ковров исчезли птицы, верблюды, лошади. Ислам стал доминирующей религией на Востоке, а орнаменты ковров заговорили языком символов и абстракций, превратились в тканое выражение Корана. Таким образом, персидский ковер для посвященного — книга о строении мироздания. Цвет ковра так же мог рассказать о многом.
Ковры — были непременным атрибутом выплачиваемой дани, ввиду их редкости и дороговизны. Удобство ковров для утепления любого жилища трудно переоценить даже в наше время. Высокая цена ковров была обусловлена исключительно кропотливой ручной работой, использованием редких красок, которые зачастую приходилось привозить издалека. В домашних условиях тщательно окрасить шерсть было очень трудно. В каждом квартале жил собственный красильщик. В сельских районах бродячие мастера-красильщики криком предупреждали о своем приходе.
Для окраски ковров в некоторых мастерских используют натуральные красители. Они дороги, но прочны, на века. Растительные краски насыщенного синего цвета добывают из индиго. Лучший шафран для получения жёлтого цвета привозят из Ирана. Красную краску до сих пор получают из корней марены. Карминовый красный же получали армянские мастера из армянской кошенили.
В фотографии
Ковёр является традиционным фоновым элементом в отечественной бытовой и праздничной фотографии ещё с дореволюционных времён[3]. Хотя многими профессиональными фотографами подобная практика не одобряется ввиду того, что подобная фотография рябит и оставляет впечатление засоренности[4], а рисунок ковра будет отвлекать и привнесёт в кадр слишком много смыслового мусора[5].
См. также
Примечания
- ↑ Barbara Brend"Islamic art"Harvard University Press, 1991 p240 ISBN067446866X, 9780674468665 p 43 Textiles and carpets [1]
The earliest surviving carpet, now in the Hermitage, was found among frozen grave goods at Pazyryk in Siberia, and is dated approximately to the fifth century bc. It has a field of squared rosettes, and borders with clk lede horses. Whether the Pazyryk carpet was made Central or Western Asia is a matter of debate, but Armenia in particular has been mentioned as a possible place of origin.
- ↑ Ulrich Schurmann, The Pazyryk, Its Use and Origin, p. 46, New York, 1982
«From all the evidence available I am convinced that the Pazyryk rug was a funeral accessory and most likely a masterpiece of Armenian workmanship».
- ↑ // Славяне : Журнал. — М.: с.и., 1956. — С. 40.
- ↑ Данилова Т. Техника съемки // = Фотография. Популярный самоучитель. — Иллюстрированное. — СПб.: Издательский дом «Питер», 2005. — С. 163. — 240 с. — (Популярный самоучитель). — ISBN 5-4690-0634-4
- ↑ Маляревский А.С., Олевская Н.В. Композиция кадра или Что может только фотограф // = Цифровая фотография. Легкий старт. — Иллюстрированное. — СПб.: Издательский дом «Питер», 2005. — С. 35. — 160 с. — (Лёгкий старт). — ISBN 5-4690-1028-7
Литература
- Ковры // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Ли Р. Преимущества ковров в больницах для душевнобольных, Ment Hospital
- Симмонс и другие, Рассмотрение ковров в больничном использовании, размеры, июнь: 18-21, 1982.
- Шафер, Кей, Микробиологическое влияние ковровых покрытий на больничную среду, Hospitals JAHA, 30:293-300, 1966.
- Скоутелис и другие, Больничные ковровые покрытия и эпидемиология , Американский журнал инфекционного контроля; 22:212-217, 1993.
- Вилле, Микробиологические и гигиенические аспекты сплошного коврового покрытия в больницах, Дезинфекция сплошного коврового покрытия, стр.2-37, Симпозиум, Копенгаген, 1974.
dic.academic.ru
ковер - это... Что такое ковер?
ковер — ширдак, ала кийиз, мильфлер, половик, циновка, ковры, ковром, нагоняй, сумах, тус кииз, кошма, коврик, коверчик, палас, сюзане, выговор, дорожка, гобелен, шпалеры, килим, чий, текемет, сырмак, татами, график Словарь русских синонимов. ковер сущ … Словарь синонимов
КОВЕР — муж. келим; толстая, тканая полсть, полстина: узорчатая, обычно шерстяная постилка. Ковры бывают гладкие и стриженые или рытые; есть и войлочные, набивные, полстяные. Рассыпался ковер по всем сторонам, никому не собрать, ни попам, ни дьякам, ни… … Толковый словарь Даля
Ковер — обобщенное название договора страхования. По английски: Cover См. также: Договоры страхования Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
ковер — КОВЕР, палас … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Ковер — название договора страхования, покрытия риска в зарубежной практике. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
КОВЕР — художественное текстильное изделие (обычно с многоцветными узорами или изображениями) из шерстяной, шелковой или хлопчатобумажной пряжи. Распространены ковры ручной и машинной (с сер. 19 в.) работы, ворсовые и безворсовые. Бывают также вязаные и… … Большой Энциклопедический словарь
Ковер — Ковер снится к прибыли: у вас найдутся богатые, щедрые друзья, которые помогут вам в трудную минуту. Если во сне вы гуляли по ковру – впереди счастье и процветание. Покупка ковров снится к огромной прибыли. Продажа ковров – к… … Большой универсальный сонник
ковер — Толкуется как др. рус. заимств. из кипчак. яз., где köwer < др. тюрк. kiviz «ковер», kidiz, kediz «палас, кошма» и т. п., суф. производного от kiv , kev «одевать». В таком случае ковер буквально «одеяло». Менее вероятно сближение ковер с диал … Этимологический словарь русского языка
КОВЕР — Приснившийся ковер предрекает достаток и семейное счастье, если вы видите его висящим на стене. Если он лежит на полу – это знак прибыли и богатых друзей, которые всегда готовы оказать помощь деньгами. Ступать по ковру в уличной обуви – к … Сонник Мельникова
Ковер — Древнейший ковёр в мире пазырыкский ковёр (V век до н. э.), обнаруженный С. И. Руденко на Алтае Ковёр плотное тканое изделие из пряжи различного рода (или синтетическая его имитация), употребляемое для покрытия полов, стен, иногда других… … Википедия
dic.academic.ru
ковёр - это... Что такое ковёр?
ковёр — ковёр/ … Морфемно-орфографический словарь
ковёр — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? ковра, чему? ковру, (вижу) что? ковёр, чем? ковром, о чём? о ковре; мн. что? ковры, (нет) чего? ковров, чему? коврам, (вижу) что? ковры, чем? коврами, о чём? о коврах 1. Ковёр это тканое… … Толковый словарь Дмитриева
ковёр — вра; м. 1. Изделие (обычно многоцветное, узорчатое) из шерстяной, шёлковой и другой пряжи, часто с ворсом, употребляемое для покрытия пола, украшения стен и т.п. Ткать ковры. Расстелить, свернуть к. К. на стене. К. ручной работы. Бухарский к.… … Энциклопедический словарь
Ковёр — Ковёр плотное тканое изделие из пряжи различного рода (или синтетическая его имитация), употребляемое для покрытия полов, стен, иногда других поверхностей в помещении (столов, диванов и т. п.) в декоративных или утеплительных… … Википедия
КОВ — комитет обманутых вкладчиков КОВ крестьянское общество взаимопомощи организация КОВ Комиссия по оперативным вопросам РФ Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с … Словарь сокращений и аббревиатур
КОВЁР — КОВЁР, вра, муж. Изделие (обычно многоцветное, узорчатое) из шерстяной, шёлковой пряжи, часто с ворсом, употр. для покрытия пола, украшения стен. К. ручной работы. Расстелить, свернуть к. У ковра выступать (в цирке: быть ковёрным). Зелёный к.… … Толковый словарь Ожегова
Ковёр — художественное текстильное изделие, обычно с многоцветными узорами, служащее главным образом для украшения и утепления помещений и для обеспечения бесшумности. Самый ранний из сохранившихся переднеазиатский ворсовый ковёр был найден на… … Художественная энциклопедия
КОВЁР — КОВЁР, ковра, муж. 1. Тяжеловесная, узорчатая ткань, обычно с ворсом, машинной или ручной работы, употр. в качестве подстилки на полу, покрытия или украшения на стену. Вышитый ковер. Персидский ковер. Ковер на стене. Пол устлан коврами. 2. перен … Толковый словарь Ушакова
ковёр — ковёр, ковры, ковра, ковров, ковру, коврам, ковёр, ковры, ковром, коврами, ковре, коврах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
ков — засада, заговор Словарь русских синонимов. ков сущ., кол во синонимов: 2 • заговор (17) • засада … Словарь синонимов
ковёр — *** ковёр (БСРЖ) … Словарь употребления буквы Ё
dic.academic.ru
КОВЕР - это... Что такое КОВЕР?
ковер — ширдак, ала кийиз, мильфлер, половик, циновка, ковры, ковром, нагоняй, сумах, тус кииз, кошма, коврик, коверчик, палас, сюзане, выговор, дорожка, гобелен, шпалеры, килим, чий, текемет, сырмак, татами, график Словарь русских синонимов. ковер сущ … Словарь синонимов
КОВЕР — муж. келим; толстая, тканая полсть, полстина: узорчатая, обычно шерстяная постилка. Ковры бывают гладкие и стриженые или рытые; есть и войлочные, набивные, полстяные. Рассыпался ковер по всем сторонам, никому не собрать, ни попам, ни дьякам, ни… … Толковый словарь Даля
Ковер — обобщенное название договора страхования. По английски: Cover См. также: Договоры страхования Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
ковер — КОВЕР, палас … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Ковер — название договора страхования, покрытия риска в зарубежной практике. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
КОВЕР — художественное текстильное изделие (обычно с многоцветными узорами или изображениями) из шерстяной, шелковой или хлопчатобумажной пряжи. Распространены ковры ручной и машинной (с сер. 19 в.) работы, ворсовые и безворсовые. Бывают также вязаные и… … Большой Энциклопедический словарь
Ковер — Ковер снится к прибыли: у вас найдутся богатые, щедрые друзья, которые помогут вам в трудную минуту. Если во сне вы гуляли по ковру – впереди счастье и процветание. Покупка ковров снится к огромной прибыли. Продажа ковров – к… … Большой универсальный сонник
ковер — Толкуется как др. рус. заимств. из кипчак. яз., где köwer < др. тюрк. kiviz «ковер», kidiz, kediz «палас, кошма» и т. п., суф. производного от kiv , kev «одевать». В таком случае ковер буквально «одеяло». Менее вероятно сближение ковер с диал … Этимологический словарь русского языка
КОВЕР — Приснившийся ковер предрекает достаток и семейное счастье, если вы видите его висящим на стене. Если он лежит на полу – это знак прибыли и богатых друзей, которые всегда готовы оказать помощь деньгами. Ступать по ковру в уличной обуви – к … Сонник Мельникова
ковер — род. п. вра, укр. ковер, др. русск. ковьръ (Сказ. о Борисе и Глебе (Абрамович 29), Ант. Новгор. 15, Лаврентьевск. летоп. и др.). Наряду с этим ср. чеш. kоbеrес, kober, польск. kobierzec, также болг. губер. На основании того, что это слово имеет… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Ковер — Древнейший ковёр в мире пазырыкский ковёр (V век до н. э.), обнаруженный С. И. Руденко на Алтае Ковёр плотное тканое изделие из пряжи различного рода (или синтетическая его имитация), употребляемое для покрытия полов, стен, иногда других… … Википедия
symbols_logos.academic.ru
Что такое ковер
Как много можно узнать, если пристально вглядеться даже в привычное и обыденное. В редком доме нет ковра — большого ли, маленького, одного или нескольких. Потому что ковер или коврик — непременная деталь нашего быта. Но что такое ковер?
Рано-рано на рассвете, когда только просыпается ветерок в ветвях, а звезды раздумывают — уходить им с неба или еще посветить немного, приходят на лесную поляну Мастера. Тихо льется в такие предутренние часы звездный свет и, пробиваясь сквозь густые ветки деревьев, рассыпается на тонкие, как серебряные нити, лучи. Ловко и бережно подхватывает Мастер звенящие лучи, передает другому, и тот осторожно сматывает их в невесомый клубок. Много рассветов должно пройти, чтобы набралось достаточно серебряной пряжи, и только тогда можно приниматься за новую работу.
Натянуты, как струны, серебристые лучи на ткацком станке, и быстрым челноком бегает солнечный зайчик. Все плотнее и плотнее становится звездное полотно, сверкая золотистыми бликами. Наконец Мастера снимают его со станка и расстилают на Заветной поляне у Старого Дуба, и оставляют на ночь. Прорастают сквозь полотно зеленые стрелки травы, становясь ворсинками. Цветы отдают ему свои краски. А под утро, когда падет искристая роса, роняет Старый Дуб на ковер тяжелый желудь и шелестит тихо:
— Просыпайся…
Так рождается сверкающий всеми цветами радуги ковер…
Это сказка, но…
Археолог легкими движениями кисточки сметает пыль и мельчайшие комочки земли. Зачем он это делает? Когда археологи бережно очищают какой-то древний предмет, показавшийся из земли, это понятно — иначе можно повредить или даже безвозвратно разрушить находку. Но здесь что так осторожно очищать? Квадрат земли в каких-то неровных бугорках, и всё. Но не торопитесь, подождем и проследим, что будет дальше. А дальше: археолог разводит в ведре белый порошок, помешивает, еще подсыпает. И, убедившись, что раствор готов, осторожно выливает его прямо на расчищенный квадрат земли. Проходит несколько минут, и раствор застыл, окаменел — потому что белый порошок, с которым «колдовал» археолог, это самый обыкновенный гипс. Но зачем все это? Еще чуточку терпения.
Осторожно подхватив за край застывший гипсовый квадрат, археолог переворачивает его — и перед нами слепок… циновки. Неизвестный мастер сплел ее много тысяч лет назад. Недолговечный материал — лоза либо толсто скрученные нити — давно истлел, но след остался: циновка отпечаталась в земляном полу — это те самые бугорки, которые так старательно очищал археолог. Гипс помог сделать объемную «фотографию», и пред нами предстало изящно сплетенное изделие рук человеческих.
Циновки люди плели с незапамятных времен, плетут и сегодня — из лыка, тростника, лозы и многих других материалов. Но столь знакомая нам циновка сыграла в жизни человечества весьма значительную роль: она прародительница ковра.
Тысячелетия назад люди научились разводить скот. И среди многого, очень нужного, что это дало, была шерсть. Оставалось сделать следующий шаг: научиться прясть и ткать. И люди научились. Когда это произошло, мы не знаем. Но древнейший ковер, обнаруженный археологами на территории нашей страны, относится к четвертому веку до новой эры. Иначе говоря, ему около двух с половиной тысяч лет. Это самый древний известный ковер, но, конечно, не самый первый. Первый и не может быть найден, потому что истоки ковроткачества теряются во тьме веков.
Человеку всегда было свойственно жгучее стремление выразить себя, отразить всю глубину и ширь окружающего мира. Но как было это сделать, когда до рождения первой книги оставалось еще не одно тысячелетие? Если живопись, в нашем современном понимании, еще только должна была появиться в далеком-далеком будущем? Как?
И на помощь человеку пришел ковер!
Отдельная буква ничего не означает, но буквы, сложенные вместе, образуют слова, фразы… книги, в которых запечатлен огромный мир, судьбы людей, события и мечты. Точно так краски и линии, слагаясь в необыкновенные узоры, становились удивительным рассказом, отражавшим красоту окружающего мира и, конечно, внутренний мир их создателей…
Ковроткачество давно перестало быть только ремеслом, оно давно стало частью нашего многонационального искусства. И сегодня существует не просто ковер, а ковер азербайджанский, ковер молдавский, туркменский и многие другие, подобно тому, как существуют не сказки вообще — а русские сказки, узбекские сказки… Или литовские дайны, молдавские дойны, украинская керамика — иначе говоря, все то, что называется народным творчеством. И ковры, не только старинные, но и сделанные руками современных мастеров, сегодня хранятся в музеях, как и другие бесценные сокровища — картины, скульптуры, древние книги…
Вот что такое ковер — привычная деталь нашего быта…
informvest.ru
Ковер - это... Что такое Ковер?
ковер — ширдак, ала кийиз, мильфлер, половик, циновка, ковры, ковром, нагоняй, сумах, тус кииз, кошма, коврик, коверчик, палас, сюзане, выговор, дорожка, гобелен, шпалеры, килим, чий, текемет, сырмак, татами, график Словарь русских синонимов. ковер сущ … Словарь синонимов
КОВЕР — муж. келим; толстая, тканая полсть, полстина: узорчатая, обычно шерстяная постилка. Ковры бывают гладкие и стриженые или рытые; есть и войлочные, набивные, полстяные. Рассыпался ковер по всем сторонам, никому не собрать, ни попам, ни дьякам, ни… … Толковый словарь Даля
Ковер — обобщенное название договора страхования. По английски: Cover См. также: Договоры страхования Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
ковер — КОВЕР, палас … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
КОВЕР — художественное текстильное изделие (обычно с многоцветными узорами или изображениями) из шерстяной, шелковой или хлопчатобумажной пряжи. Распространены ковры ручной и машинной (с сер. 19 в.) работы, ворсовые и безворсовые. Бывают также вязаные и… … Большой Энциклопедический словарь
Ковер — Ковер снится к прибыли: у вас найдутся богатые, щедрые друзья, которые помогут вам в трудную минуту. Если во сне вы гуляли по ковру – впереди счастье и процветание. Покупка ковров снится к огромной прибыли. Продажа ковров – к… … Большой универсальный сонник
ковер — Толкуется как др. рус. заимств. из кипчак. яз., где köwer < др. тюрк. kiviz «ковер», kidiz, kediz «палас, кошма» и т. п., суф. производного от kiv , kev «одевать». В таком случае ковер буквально «одеяло». Менее вероятно сближение ковер с диал … Этимологический словарь русского языка
КОВЕР — Приснившийся ковер предрекает достаток и семейное счастье, если вы видите его висящим на стене. Если он лежит на полу – это знак прибыли и богатых друзей, которые всегда готовы оказать помощь деньгами. Ступать по ковру в уличной обуви – к … Сонник Мельникова
ковер — род. п. вра, укр. ковер, др. русск. ковьръ (Сказ. о Борисе и Глебе (Абрамович 29), Ант. Новгор. 15, Лаврентьевск. летоп. и др.). Наряду с этим ср. чеш. kоbеrес, kober, польск. kobierzec, также болг. губер. На основании того, что это слово имеет… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Ковер — Древнейший ковёр в мире пазырыкский ковёр (V век до н. э.), обнаруженный С. И. Руденко на Алтае Ковёр плотное тканое изделие из пряжи различного рода (или синтетическая его имитация), употребляемое для покрытия полов, стен, иногда других… … Википедия
dic.academic.ru